الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

Ученые Ислама

Билял ибн Рабах

Многие эпизоды из прошлого воспринимаются нами как дикость, варварство, жестокость. Как на кадры из фильмов ужасов смотрим мы на выдержки о событиях гитлеровско-сталинской эпохи. Или же позорным пятном в памяти людской остаются так называемые «человеческие зоопарки» (также известные под названиями «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») – некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики XIX – начала XX веков, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в фашистской Германии, ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать якобы их общее происхождение. Подобные зоопарки были в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге. Так, последний чернокожий исчез из европейского зоопарка только в 1936 году в Турине. Но последняя подобная «экспозиция» прошла в 1958 году в Брюсселе на выставке «Экспо».

Кстати исследователи объясняют исчезновение человеческих зоопарков не столько популяризацией идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лига Наций, сколько наступлением Великой депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий. Можно к этому добавить и то, что в США только в 1964 году законодательно была отменена расовая сегрегация, т.е. политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку.

Мы скажем это было в прошлом… К большому сожалению сегодня, в XXI веке все большую «популярность» набирают националистические, ультрарадикальные неофашистские группировки. Достаточно вспомнить прошлогоднюю кровавую расправу над детьми, которую учинил норвежский террорист Брейвик. Или же, не будем далеко ходить, с каким усердием российские СМИ, различные ток-шоу разжигают тему «черных» в столице, а с каким чувством брезгливости, высокомерия наше общество относится к трудовым мигрантам из Средней Азии, считая их людьми второго сорта. А ведь узбеки, таджики, киргизы, которые вынуждены уезжать на заработки, наши братья по вере. И здесь я хочу особо обратить внимание читателя на последние три слова – БРАТЬЯ по ВЕРЕ. Ибо именно ценности Ислама, объемлющие этот принцип, положили конец расизму и всякого рода социальной деградации в Умме Пророка Мухаммада (САС) еще полтора тысячелетия назад.

Эти истины, заложенные в Коране и Сунне, не остались пустыми словами, они запечатлены конкретными фактами настраницах истории. И ярчайшим примером этого является история Биляла ибн Рабаха (РА).

Пусть же задумаются те, кто заявляет о своей «цивилизованности», но отрицают величие Пророка Мухаммада (САС), над этим — одним из многих — историческим фактом, который послужил изменению хода истории человечества.

Билял ибн Рабах аль-Хабаши

(годы жизни Мекка - 592, Дамаск - 640) - один из самых известных сподвижников Пророка Мухаммада (САС), первый муэдзин (человек, исполняющий азан, т.е. призыв к молитве) Ислама.

Билял из рода Джумах, чернокожий раб эфиопского происхождения, был в числе первых, которые стали мусульманами. Он считается одним из первых страдальцев за веру, так как из-за принятия Ислама его стали подвергать невыносимым пыткам. Он был выкуплен Абу Бакром у одного из влиятельных мекканцев, непримиримого врага Ислама Умейя ибн Халяфа за огромную по тем временам цену.

Ислам оказал на Биляла такое сильное духовное воздействие, что он безбоязненно, открыто, объявил о принятии Единобожия своему хозяину Умейе ибн Халяфу, который расценил принятие Ислама со стороны одного из рабов пощечиной, т.е. как знак унижения и позора. Тогда Умейя ибн Халяф сказал про себя:

«Солнце не сядет сегодня, пока мы не заставим этого раба отречься от религии Мухаммада».

Пытки над ним начались с того, что многобожники вытаскивали его в обеденное время, когда пустыня превращалась в роковую геенну, и бросали его обнаженного на палящий песок. Затем приносили горячий как уголь тяжелый камень и клали на него. Палачи Биляла кричали ему: «Вспомни наших богов ал-Лата и аль-Уззу, мы будем мучить тебя до самой смерти, если ты не откажешься от Мухаммада и веры его и не начнешь поклоняться нашим богам!». Но в ответ они слышали от него слова: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». А когда наступали сумерки, они подымали его, завязывали на шею веревку, приказывая своим детям протащить его вокруг мекканских гор и по улицам города. Из уст Биляля исходило только: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». Аммар ибн Ясир передал: «Каждый высказывал ему все, что хотел». Даже такие же рабы как он издевались над ним.

Однако ничто не смогло сломить крепкий дух Биляла, который не переставал повторять: «Бог Един!»

В эти трудные дни Биляла поддерживала его Вера, которая стала ему непоколебимой опорой. Таким героическим поведением он бросал вызов своим угнетателям: «Иман (Вера) — это свет и сила! Кто станет обладателем Истинной Веры, тот сможет встать против своих угнетателей, даже если на их стороне будет все человечество, сможет донести истину до всех людей!»

Правдивейший Абу Бакр пришел к многобожникам в тот момент когда они мучили Биляла. Он крикнул: «Неужели вы будете убивать человека только за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах?». Абу Бакр предложил Умейе: «У меня есть раб твоей веры, намного сильнее и моложе Биляла. Я могу обменять его». Умейя в придачу потребовал и жену раба. Абу Бакр согласился. После этого Умейя со смехом добавил: «В придачу ты мне дашь и их дочь». Абу Бакр согласился и с этим, однако, Умейя потребовал вдобавок крупную сумму денег. Отдав все, что требовал ненасытный Умейя, Абу Бакр освободил своего единоверца Биляла от тяжких мучений.

После этого случая Пророк (САС) спросил у Абу Бакра: «Билял тебе что-то должен?» Абу Бакр ответил: «Нет, о Посланник Господа, я его освобождаю». Сообщается, что через некоторое время после этого Абу Бакр выкупил и освободил также мать Биляла Хамаму.

Спустя годы, когда Посланник Аллаха (САС) и его сподвижники переселятся в Медину, будет построена мечеть и утвержден призыв к молитве, кто же удостоится столь величественной чести — ежедневно призывать к пятикратной молитве? Безусловно, каждый сподвижник желал явиться тем глашатаем, что призывает к благоденствию в мирской и вечной жизни. Но выбор Посланника (САС) пал на Биляла (РА). На того, чья кожа была темной, как черный уголь. На того, кто в прошлом был простым рабом, не имеющим никаких прав. И ведь он даже был не арабом, а чужеземцем из далекой Эфиопии. Упоминается также, что им искажалось произнесение одной буквы.

Сделав такой выбор, Посланник (САС) тем самым в очередной раз хотел показать, что нужно искоренить слепые предрассудки, ввергающие одних в унижение другими из-за принадлежности к определенному роду, социальному положению, из-за другого цвета кожи или черт лица.

Как известно Пророк Мухаммад (САС) с нетерпением дожидался очередной молитвы. С наступлением ее он говорил Билялу:

«О Билял, принеси нам облегчение (скорее произнеси слова азана), дай покой и отдых через молитву!»

Пройдут еще годы, и Пророк Мухаммад (САС) вернется с огромным числом своих последователей обратно в Мекку. Кааба и ее окрестности будут очищены от идолов и истуканов. Пророк (САС) повелит Билялу подняться на Каабу и воззвать к молитве. Десятки тысяч людей обратят свой взор к нему и с трепетом начнут повторять за ним слова азана. Однако лицемеры, склонившиеся перед силой, но не уверовавшие сердцем скажут: «Это великое горе, что наступило время, когда раб из рода Джумах кричит, призывая к молитве, с этого священного строения». Кто-то скажет: «Ах, лучше б я умер, чтобы не видеть Биляла на Каабе» .

Но своим решением Пророк (САС) фактически закреплял произнесенные им слова: «Поистине, Аллах искоренил в вас надменность джахилии и возвеличивание предками. Все люди от Адама. Адам же из земли».

Билял (РА) продолжал пять раз в день призывать к молитве. В день, когда душа Пророка (САС) устремилась в иной мир, и его благословенное тело еще не было предано земле, наступило время молитвы. Билял вновь встал, чтобы исполнить свой священный долг, но при словах «ашхаду анна мухаммадан расулюллах», комок подкатил к горлу,и слезы стали душить его. Все мусульмане разразились плачем и рыданием.

В течение трех последующих дней Билял пытался произнести азан, но каждый раз на словах «ашхаду анна мухаммадан расулюллах» начинал плакать и рыдать, что вызывало слезы и у других. Тогда он попросил освободить его от этой обязанности.

Посланник Аллаха (САС), перечисляя достоинства сподвижников, сказал:

«Раньше всех открыть врата Рая будет позволено Билялу»?

.

Умар ибн аль-Хаттаб (РА), второй праведный халиф, называл Биляла «наш господин». Немногие в истории человечества удостоились чести обрести такую славу и почет среди миллиардов людей, как этот эфиопский раб Билял ибн Рабах.

Однажды один из сподвижников Пророка Мухаммада (САС) Абу Зарр (РА), принадлежавший к знатному роду, оскорбил Биляла, обозвав его сыном черной женщины. Узнав об этом, Посланник Аллаха (САС) упрекнул Абу Зарра словами: «О, Абу Зарр ты совершил мерзкий поступок». После этих слов Абу Зарр глубоко раскаялся. Он подошел к Билялу, положил голову на землю и попросил наступить на лицо ногой: «Наступи на мое лицо Билял, чтобы Аллах простил меня». Но Билял не сделал этого ведь он его уже простил и потом Пророк (САС) всю свою жизнь был доволен их братской дружбой.

После того как правителем правоверных стал Абу Бакр ас-Сиддык (РА), Билял (РА) отправился к халифу, и сказал, что хочет распространять религию Аллаха по миру. Но Абу Бакр не хотел его отпускать: «Оставайся с нами и продолжай звать нас на молитву, о Билял». На что Билял произнес: «Если ты освободил меня, чтобы я принадлежал тебе, то пусть тебе воздастся то, что ты желал. А если ты освободил меня ради Аллаха, то оставь меня и то, с чем ты меня освободил». Абу Бакр ответил: «Я освободил тебя ради Аллаха, о Билял». По некоторым версиям он отправился в Шам, где был муджахидом и мурабитом (в рядах воинов на рубеже). По другим версиям, он принял просьбу Абу Бакра и остался в Медине, а после его смерти и принятия Умаром полномочий Халифата, он отпросился у Умара и отправился в Шам.

Билял ибн Рабах аль-Хабаши умер на пути Аллаха, защищая приграничные территории Ислама, как и хотел. Его тело было похоронено в Дамаске. Да будет доволен им Всевышний.

Расул РАХАЕВ


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"