الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

Ученые Ислама

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

 

 

Ученые Ислама

Билял ибн Рабах

Многие эпизоды из прошлого воспринимаются нами как дикость, варварство, жестокость. Как на кадры из фильмов ужасов смотрим мы на выдержки о событиях гитлеровско-сталинской эпохи. Или же позорным пятном в памяти людской остаются так называемые «человеческие зоопарки» (также известные под названиями «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») – некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики XIX – начала XX веков, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в фашистской Германии, ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать якобы их общее происхождение. Подобные зоопарки были в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге. Так, последний чернокожий исчез из европейского зоопарка только в 1936 году в Турине. Но последняя подобная «экспозиция» прошла в 1958 году в Брюсселе на выставке «Экспо».

Кстати исследователи объясняют исчезновение человеческих зоопарков не столько популяризацией идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лига Наций, сколько наступлением Великой депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий. Можно к этому добавить и то, что в США только в 1964 году законодательно была отменена расовая сегрегация, т.е. политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку.

Мы скажем это было в прошлом… К большому сожалению сегодня, в XXI веке все большую «популярность» набирают националистические, ультрарадикальные неофашистские группировки. Достаточно вспомнить прошлогоднюю кровавую расправу над детьми, которую учинил норвежский террорист Брейвик. Или же, не будем далеко ходить, с каким усердием российские СМИ, различные ток-шоу разжигают тему «черных» в столице, а с каким чувством брезгливости, высокомерия наше общество относится к трудовым мигрантам из Средней Азии, считая их людьми второго сорта. А ведь узбеки, таджики, киргизы, которые вынуждены уезжать на заработки, наши братья по вере. И здесь я хочу особо обратить внимание читателя на последние три слова – БРАТЬЯ по ВЕРЕ. Ибо именно ценности Ислама, объемлющие этот принцип, положили конец расизму и всякого рода социальной деградации в Умме Пророка Мухаммада (САС) еще полтора тысячелетия назад.

Эти истины, заложенные в Коране и Сунне, не остались пустыми словами, они запечатлены конкретными фактами настраницах истории. И ярчайшим примером этого является история Биляла ибн Рабаха (РА).

Пусть же задумаются те, кто заявляет о своей «цивилизованности», но отрицают величие Пророка Мухаммада (САС), над этим — одним из многих — историческим фактом, который послужил изменению хода истории человечества.

Билял ибн Рабах аль-Хабаши

(годы жизни Мекка - 592, Дамаск - 640) - один из самых известных сподвижников Пророка Мухаммада (САС), первый муэдзин (человек, исполняющий азан, т.е. призыв к молитве) Ислама.

Билял из рода Джумах, чернокожий раб эфиопского происхождения, был в числе первых, которые стали мусульманами. Он считается одним из первых страдальцев за веру, так как из-за принятия Ислама его стали подвергать невыносимым пыткам. Он был выкуплен Абу Бакром у одного из влиятельных мекканцев, непримиримого врага Ислама Умейя ибн Халяфа за огромную по тем временам цену.

Ислам оказал на Биляла такое сильное духовное воздействие, что он безбоязненно, открыто, объявил о принятии Единобожия своему хозяину Умейе ибн Халяфу, который расценил принятие Ислама со стороны одного из рабов пощечиной, т.е. как знак унижения и позора. Тогда Умейя ибн Халяф сказал про себя:

«Солнце не сядет сегодня, пока мы не заставим этого раба отречься от религии Мухаммада».

Пытки над ним начались с того, что многобожники вытаскивали его в обеденное время, когда пустыня превращалась в роковую геенну, и бросали его обнаженного на палящий песок. Затем приносили горячий как уголь тяжелый камень и клали на него. Палачи Биляла кричали ему: «Вспомни наших богов ал-Лата и аль-Уззу, мы будем мучить тебя до самой смерти, если ты не откажешься от Мухаммада и веры его и не начнешь поклоняться нашим богам!». Но в ответ они слышали от него слова: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». А когда наступали сумерки, они подымали его, завязывали на шею веревку, приказывая своим детям протащить его вокруг мекканских гор и по улицам города. Из уст Биляля исходило только: «Ахад, Ахад (Един Он, Един)». Аммар ибн Ясир передал: «Каждый высказывал ему все, что хотел». Даже такие же рабы как он издевались над ним.

Однако ничто не смогло сломить крепкий дух Биляла, который не переставал повторять: «Бог Един!»

В эти трудные дни Биляла поддерживала его Вера, которая стала ему непоколебимой опорой. Таким героическим поведением он бросал вызов своим угнетателям: «Иман (Вера) — это свет и сила! Кто станет обладателем Истинной Веры, тот сможет встать против своих угнетателей, даже если на их стороне будет все человечество, сможет донести истину до всех людей!»

Правдивейший Абу Бакр пришел к многобожникам в тот момент когда они мучили Биляла. Он крикнул: «Неужели вы будете убивать человека только за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах?». Абу Бакр предложил Умейе: «У меня есть раб твоей веры, намного сильнее и моложе Биляла. Я могу обменять его». Умейя в придачу потребовал и жену раба. Абу Бакр согласился. После этого Умейя со смехом добавил: «В придачу ты мне дашь и их дочь». Абу Бакр согласился и с этим, однако, Умейя потребовал вдобавок крупную сумму денег. Отдав все, что требовал ненасытный Умейя, Абу Бакр освободил своего единоверца Биляла от тяжких мучений.

После этого случая Пророк (САС) спросил у Абу Бакра: «Билял тебе что-то должен?» Абу Бакр ответил: «Нет, о Посланник Господа, я его освобождаю». Сообщается, что через некоторое время после этого Абу Бакр выкупил и освободил также мать Биляла Хамаму.

Спустя годы, когда Посланник Аллаха (САС) и его сподвижники переселятся в Медину, будет построена мечеть и утвержден призыв к молитве, кто же удостоится столь величественной чести — ежедневно призывать к пятикратной молитве? Безусловно, каждый сподвижник желал явиться тем глашатаем, что призывает к благоденствию в мирской и вечной жизни. Но выбор Посланника (САС) пал на Биляла (РА). На того, чья кожа была темной, как черный уголь. На того, кто в прошлом был простым рабом, не имеющим никаких прав. И ведь он даже был не арабом, а чужеземцем из далекой Эфиопии. Упоминается также, что им искажалось произнесение одной буквы.

Сделав такой выбор, Посланник (САС) тем самым в очередной раз хотел показать, что нужно искоренить слепые предрассудки, ввергающие одних в унижение другими из-за принадлежности к определенному роду, социальному положению, из-за другого цвета кожи или черт лица.

Как известно Пророк Мухаммад (САС) с нетерпением дожидался очередной молитвы. С наступлением ее он говорил Билялу:

«О Билял, принеси нам облегчение (скорее произнеси слова азана), дай покой и отдых через молитву!»

Пройдут еще годы, и Пророк Мухаммад (САС) вернется с огромным числом своих последователей обратно в Мекку. Кааба и ее окрестности будут очищены от идолов и истуканов. Пророк (САС) повелит Билялу подняться на Каабу и воззвать к молитве. Десятки тысяч людей обратят свой взор к нему и с трепетом начнут повторять за ним слова азана. Однако лицемеры, склонившиеся перед силой, но не уверовавшие сердцем скажут: «Это великое горе, что наступило время, когда раб из рода Джумах кричит, призывая к молитве, с этого священного строения». Кто-то скажет: «Ах, лучше б я умер, чтобы не видеть Биляла на Каабе» .

Но своим решением Пророк (САС) фактически закреплял произнесенные им слова: «Поистине, Аллах искоренил в вас надменность джахилии и возвеличивание предками. Все люди от Адама. Адам же из земли».

Билял (РА) продолжал пять раз в день призывать к молитве. В день, когда душа Пророка (САС) устремилась в иной мир, и его благословенное тело еще не было предано земле, наступило время молитвы. Билял вновь встал, чтобы исполнить свой священный долг, но при словах «ашхаду анна мухаммадан расулюллах», комок подкатил к горлу,и слезы стали душить его. Все мусульмане разразились плачем и рыданием.

В течение трех последующих дней Билял пытался произнести азан, но каждый раз на словах «ашхаду анна мухаммадан расулюллах» начинал плакать и рыдать, что вызывало слезы и у других. Тогда он попросил освободить его от этой обязанности.

Посланник Аллаха (САС), перечисляя достоинства сподвижников, сказал:

«Раньше всех открыть врата Рая будет позволено Билялу»?

.

Умар ибн аль-Хаттаб (РА), второй праведный халиф, называл Биляла «наш господин». Немногие в истории человечества удостоились чести обрести такую славу и почет среди миллиардов людей, как этот эфиопский раб Билял ибн Рабах.

Однажды один из сподвижников Пророка Мухаммада (САС) Абу Зарр (РА), принадлежавший к знатному роду, оскорбил Биляла, обозвав его сыном черной женщины. Узнав об этом, Посланник Аллаха (САС) упрекнул Абу Зарра словами: «О, Абу Зарр ты совершил мерзкий поступок». После этих слов Абу Зарр глубоко раскаялся. Он подошел к Билялу, положил голову на землю и попросил наступить на лицо ногой: «Наступи на мое лицо Билял, чтобы Аллах простил меня». Но Билял не сделал этого ведь он его уже простил и потом Пророк (САС) всю свою жизнь был доволен их братской дружбой.

После того как правителем правоверных стал Абу Бакр ас-Сиддык (РА), Билял (РА) отправился к халифу, и сказал, что хочет распространять религию Аллаха по миру. Но Абу Бакр не хотел его отпускать: «Оставайся с нами и продолжай звать нас на молитву, о Билял». На что Билял произнес: «Если ты освободил меня, чтобы я принадлежал тебе, то пусть тебе воздастся то, что ты желал. А если ты освободил меня ради Аллаха, то оставь меня и то, с чем ты меня освободил». Абу Бакр ответил: «Я освободил тебя ради Аллаха, о Билял». По некоторым версиям он отправился в Шам, где был муджахидом и мурабитом (в рядах воинов на рубеже). По другим версиям, он принял просьбу Абу Бакра и остался в Медине, а после его смерти и принятия Умаром полномочий Халифата, он отпросился у Умара и отправился в Шам.

Билял ибн Рабах аль-Хабаши умер на пути Аллаха, защищая приграничные территории Ислама, как и хотел. Его тело было похоронено в Дамаске. Да будет доволен им Всевышний.

Расул РАХАЕВ


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"