الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

АНАЛИТИКА

Рамадан: месяц поста, месяц осмысления


8.07.2013


Большинство классических религиозных трудов и школ в отношении Рамадана настаивают на обязательном соблюдении правил, и в то же время подчеркивают глубокое духовное измерение этого месяца поста, лишений, поклонения и размышлений. Но задумываясь глубже, понимаешь, что этот месяц соединяет явно противоречивые требования, в совокупности, тем не менее, составляющие вселенную веры.

Задумываться над этими различными измерениями – обязанность всех, у кого есть совесть, каждого мужчины и женщины, каждой мусульманской общины, где бы они ни находились. Невозможно переоценить важность такого «возвращения к себе», необходимого в этот период поста.

Рамадан – месяц резких перемен, когда они особенно заметны и ощутимы. В потребительском обществе, где мы привыкли, что материальные блага даются легко, где нами движет ярко выраженный бытовой индивидуализм, этот месяц требует от каждого возврата к самой сути и смыслу нашей жизни.

Этой сутью является Бог, и собственное сердце, как напоминает нам Коран: «… и знайте, что [знание] Аллаха находится между человеком и его сердцем». По сути, от каждого требуется возобновить диалог с Высочайшим и Ближайшим … диалог тесный, искренний и любящий. Поститься значит искать … с ясностью, терпением и уверенностью в себе … справедливости и мира с самим собой. Месяц Рамадан – это «месяц осмысления» …

Зачем эта жизнь? Какое место занимает Бог в моей жизни? Мои мать и отец … живые или уже покойные? Мои дети? Моя семья? Моя духовная община? Зачем эта вселенная и это человечество? Какой смысл я придаю своей повседневной жизни? Какому смыслу я могу соответствовать?

Пророк Мухаммад (мир ему) предупреждал: «Некоторым от их поста достанется только то, что они голодны и испытывают жажду». Он говорил о тех, кто постится так же механически, как и ест. Они лишают себя еды с тем же непониманием и легкомысленностью, с которыми привыкли есть и пить. На самом деле, они превращают пост в культурную традицию, модное празднество, даже в месяц банкетов и «ночей Рамадана». Пост крайнего отчуждения … противоположный смыслу поста.

Подводя нас к далеким горизонтам самоанализа и смысла, этот месяц напоминает о важности мелочей, точности и дисциплины в нашей практике. Нужно тщательно определить точную дату начала Рамадана, точное время перед рассветом, когда пора прекращать есть; молитвы должны совершаться «в определенные моменты», и точным должно быть время окончания поста.

Во время глубокой медитации с Богом и с самими собой мы можем порой погрузиться в собственные переживания – ведь поиски смысла столь глубоки, что можно обойти все нормы и правила. Но подлинный опыт Рамадана учит нас обратному: не бывает глубокой духовности, невозможно подлинное стремление к смыслу без дисциплины и строгости – в следовании правилам, которые необходимо соблюдать, и в управлении временем.

Месяц Рамадан сочетает глубину смысла с точностью формы. Существует определенная «интеллектуальность голодания», возникающая из самой реальности этой связи формы и содержания: пост телесный становится школой развития ума. Резкие перемены, происходящие во время поста – это призыв к преобразованию и глубокому изменению себя и своей жизни, которые возможны только через строгий интеллектуальный самоанализ (муракаба).

Для движения к конечной цели поста наша вера нуждается в требовательном, ясном, искреннем и честном уме, способном к самокритичности.Каждый должен быть способен достичь этого – для себя, перед Богом, наедине с собой или среди других людей. Это вопрос овладения своими эмоциями, обращения к себе и принятия правильных решений о преобразовании собственной жизни, чтобы приблизиться к «сути» и «смыслу».

Мусульманам сегодня больше чем когда-либо нужно принять эту школу глубокой духовности, наряду с воспитанием строгого и критического интеллекта. Во времена, когда повсюду страх, когда распространилась подозрительность, когда мусульманам грозит одержимость постоянной самозащитой, беспрестанным доказыванием собственной невиновности, месяц Рамадан взывает к их достоинству и напоминает об обязанностях.

Очень важно, чтобы они научились овладевать своими эмоциями, выходить за пределы своих страхов и сомнений, и вернулись к сути – с уверенностью и твердостью. Крайне важно также, чтобы они взяли за правило быть прямыми и строгими в оценке своего поведения, индивидуально и коллективно: самокритичность и коллективный самоанализ совершенно необходимы на каждом шагу, чтобы добиться реальных преобразований в мусульманских группах и обществах.

Вместо того, чтобы обвинять «тех кто доминирует», «других», «Запад» и т.д., необходимо понять из учения Рамадана: мы на самом деле такие, какими себя покажем. Как мы показываем себя сегодня? Каков наш вклад в сферы образования, социальной справедливости и свободы? Что мы делаем для защиты достоинства женщин и детей, прав бедных и маргинализованных слоев населения в нашем обществе? Какие образцы глубокой, умной и деятельной духовности предлагаем мы сегодня окружающим людям? Донесли ли мы наше универсальное послание мира и справедливости? Донесли ли мы сообщение об индивидуальной ответственности, человеческом братстве и любви?

Все эти вопросы в наших сердцах и умах, и на них есть только один ответ, вдохновленный Кораном и взлелеянный месяцем Рамадан: Аллах ничего не переменит к лучшему, если мы сами ничего не изменим.

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте Gulfnews.com.

Перевод Зейнаб Нестеровой wordyou.ru


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"