الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

АНАЛИТИКА

Положение о взятках в Исламе



В Исламе брать и давать взятки для получения того, на что человек не имеет права, или для освобождения от законной ответственности запрещено. Всевышний Аллах сказал в Коране:

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188).

В другом аяте сказано: «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное» (5: 42).

Мусульманские учёные ( Али ибн Абу Талиб, Ибн Масуд, ал-Хасан ал-Басри, Саид ибн Джубайр, и др.) считали, что под запретным здесь подразумевается взятка.

Пророк Мухаммад (САС) сказал: «Аллах проклял того, кто даёт и берёт взятку».

Если же человек даёт взятку, чтобы получить то, что полагается ему по праву, или уберечься от несправедливости, то он не совершает греха. Ответственность за такую взятку несёт только тот судья или чиновник, который берёт её.

Так, один из сподвижников Пророка (САС), Джабир ибн Зайд сказал: «Если человек опасается несправедливости и прибегнет к подкупу, чтобы защитить себя и своё имущество, то в этом нет ничего плохого». Похожие высказывания сделали и другие авторитетные известные исламские богословы прошлого: (Ата, Ибрахим, ал-Хасан ал-Басри)

А также: «Используй своё имущество, чтобы защитить свою религию, но не используй свою религии, чтобы уберечь своё имущество». (Муджахид)

Возникает вопрос: То есть, запрет взяток не абсолютен?

Ответ: Взятка запрещается, если ты даёшь её, чтобы получить то, что тебе не полагается, или освободиться от выполнения обязанности. Но если ты даёшь взятку, чтобы уберечь свою религию, свою жизнь и свое имущество, то это не запрещено.

Шариат запрещает судьям и чиновникам не только брать взятки, но и принимать подарки от заинтересованных лиц. Судья обязан выносить справедливые приговоры, а чиновник обязан исправно выполнять свои обязанности, и они не имеют право брать дополнительную плату или принимать подарки от лиц, которые обращаются к ним по служебным вопросам.

Пророк Мухаммад (САС) сказал: «Если мы назначили кого-либо на должность и назначили ему плату, то всё, что он возьмёт сверх этого, является украденным». Однажды Посланник Аллаха (САС) отправил своего сподвижника собрать пожертвования. Вернувшись, тот сказал: «Посланник Аллаха, вот это вам, а это было подарено мне». Тогда Пророк (САС) сказал: «Сядь в доме твоего отца или матери и посмотри, подарят тебе что-нибудь или нет». После чего Пророк (САС) велел ему передать все собранные пожертвования и подарки в казну, потому что чиновник, получающий заработную плату, не имеет права принимать подарки за свою работу.

Известна также следующая история: Омар ибн Аль Хаттаб, второй праведный халиф, назначил Абу Хурайру- одного из лучших сподвижников Пророка (САС) наместником Бахрейна, и через пару лет Абу Хурайра прибыл к Омару с 10000 динар. Омар сказал ему:

«О ты, враг Аллаха и враг Его Книги! Ты являешься единственным обладателем этих денег?» Абу Хурайра ответил: «Я не враг Аллаха и Его книги, но я враг тех, кто враждует с ними» Омар спросил: «Тогда откуда ты взял эти деньги?» Абу Хурайра ответил: «Я заработал эти деньги, разводя лошадей, моими трудами и получением подарков» Омар не поверил, и велел его выпороть, хотя Абу Хурейра был всем известен как честнейший и достойнейший доверия.

Достоверные высказывание сподвижников Пророка Мухмаада (САС) в Исламе в определенный случаях также принимаются как основополагающие. Вот одно из них:

«Поистине, если кади (судья) принял подарок, то он съел запретное, а если он съел взятку, то это достигает степени неверия».

Ал-Албани (современный ученый) сказал: «Подарок, преподнесённый кади (судье) из-за того, что он занимает такой пост, является своего рода взяткой. Эта взятка может быть дана в нужное время или заранее. Ибн ал-Каййим считал, что данный вопрос нуждается в разъяснении, и если подарок преподносится не ради вынесения приговора, например, если его делает тот, кто и раньше делал муфтию подарки, или тот, кто не знает его как муфтия, то принять это дозволено. Но предпочтительнее сразу же отблагодарить его».

Обобщая вышесказанное: подкуп чиновников не является достойным поступком, и мусульманин должен избегать этого, противодействовать этому и разъяснять опасность взяточничества. Этот порок подрывает устои государства, тормозит общественное развитие и лишает тех, кто занимается этим, мужества и достоинства. Позволение прибегать к подкупу — крайняя мера, которой шариат позволяет воспользоваться для того, чтобы предотвратить несправедливость и избежать произвола.

2. Что происходит сегодня в исламских странах в этом отношении Видите ли, сегодня «исламские страны» называются таковыми лишь потому, что Ислам является там государственной религией, и большинство людей этой религии придерживается, хотя бы формально соблюдая ее основные правила (молитва, пост, отказ от спиртного).

Однако с точки зрения законов, царящих там, эти страны очень далеки от Ислама, и вся правящая административная верхушка, чиновничий аппарат, военные давно или забыли все положения Ислама, или не знали их вовсе никогда. Такое впечатление, что они все давно делают суджуд (земной поклон) Америке, Западу (за исключением, может быть, Ирана). У них в глазах- $.

Так что вопрос взяток для них- «просто цветочки» по сравнению с тем, что они там творят по отношению к Исламу и мусульманам.

Ислам – великая религия, а вот мусульмане (сегодня) великими людьми не являются.

3. Как Ислам относится к социальному неравенству

Ислам - Божественная религия, ниспосланная всему человечеству, чтобы установить справедливость на Земле. Согласно Корану, каждому человеку Господь ниспослан свой удел в этой жизни, и одному суждено быть богатым, другому - бедным. Но это не значит, что бедный не должен стремиться разбогатеть. Человек должен работать, но - «без надрыва», стремление к материальным благам не должно стать целью его жизни. Он должен быть доволен своим уделом, понимая, что это - его данность, и при этом работать, стараться.

Ислам ни в коем случае не стремится к установлению полной социальной уравниловки в обществе, напротив, он выступает категорически против тех, кто хочет силой уравнять между собой всех рабов Аллаха, как в средствах труда, так и в его результатах. Эти люди хотят стереть природное различие людей и насадить уравнительную систему, им не свойственную.

Так, например, одним из пяти столпов Ислама является «закят»- особая ежегодная выплата , которую обязаны вносить богатые, и она распределяется в пользу бедных. "И давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам" /Сура: "Свет"/

С точки зрения Ислама состояние того, кто в достатке - ему не принадлежит, это Господь наделили его. И в этом состоянии уже заложена доля бедняка, так что тот получает ее по праву, он знает, это - его, это - не унизительная милостыня.



Источник islamnaneve.com


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"