الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

Ученые Ислама

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

 

 

АНАЛИТИКА

Национализм


Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы.

Заражаются национализмом по большей части слабые народы...

Д.С. Лихачев


















Каждый день мы становимся свидетелями новых шокирующих новостей: то цунами в Америке, то землетрясение в Японии, а теперь еще и новая победа европейских националистов в Финляндии. Внимательней понаблюдав за происходящими изменениями, можно проследить весьма неутешительную тенденцию – усиление крайне правых сил. Это касается всего мира, Европу в особенности. В Италии у руля консервативное правительство Сильвио Берлускони, в Австрии на выборах победила националистическая партия свободы Йорга Хайдера. Националисты победили в Швейцарии, Швеции, Голландии, Ж.М. Ле Пен чуть не пришел к власти во Франции. На выборах в местные органы власти Бельгии в прошлом году националистический Фламандский блок получил от 22% голосов в Генте, до 33% Антверпене, и это при максимальном результате всего в 15 % на прошлых выборах. Если же рассматривать остальные части Света - этот список можно продолжать очень долго.

Для более полного понимания сути данных изменений народного сознания, нужно рассмотреть причины, в коих кроется растущий национализм, а также подробнее ознакомиться с самим понятием «национализм» и его доктриной, поскольку большинство, как наших граждан, так и европейцев не знают его полного значения. Основной вопрос заключается в том, насколько далеко могут зайти националисты? Не повторится ли германский сценарий 1933 г., когда, прикрываясь идеями спасения нации, к власти пришли радикально-настроенные шовинисты. Итог правления нацистов, как мы знаем, более чем печален: миллионы жертв гражданского мирного населения, новая Мировая война за сферы влияния, концлагеря, расизм, шовинизм и прочая демагогия.

Во-первых, чтобы понять сегодняшние изменения в умах людей, которые приводят к подъему национализма как на социальном, так и на политическом уровне, нужно проанализировать историю развития национализма как отдельной идеологии. Впервые этот термин ввели в употребление в XIX веке философ Гердер и аббат Баррюэль. На протяжении всей истории люди испытывали привязанность к родной земле и поддерживали местную власть, причем вне зависимости от этнического происхождения. Интересно, что большинство политических и культурных явлений до новейшего времени имело универсальный, а не национальный характер. Ярчайший пример – мощнейшие и влиятельнейшие политические образования Византийская империя и Британская империя. В обоих государствах существовало универсальное самоназвание для различных этносов, населявших владения этих многонациональных империй. Народы Византии идентифицировали себя как «ромеи» или римляне (поскольку считалось, что Византия – второй Рим) и, в принципе, не принималось во внимание происхождение отдельной личности. В Британской империи граждане именовались британцы, или «британская нация». Для Лондона этот политический шаг (политическая унификация всего населения британских островов) позволили длительное время проводить угодную себе политику.

Одним из первых ярких проявлений национализма в Новое время стали Славная революция в Англии, Великая французская революция во Франции, борьба народов Северной и Южной Америки против испанского колониализма и т.д.

К 1815 г. национализм уже являлся одной из ведущих идеологий в мире. Он оказался способен обеспечить мобилизацию общества в период перехода к капиталистической экономике в Европе, что привело к повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи. XIX в. стал временем подъема национального вопроса и для России, где в 1832 г. графом Уваровым провозглашается теория «Официальной народности» с яркой идеологией: Самодержавие, Православие, Народность. Эта идеология стала базовой для России не только XIX в., но и последующего века XX, когда Россия искала свой уникальный путь развития.

Особенно ярко национализм проявился в ХХ веке, когда произошел распад колониальной системы и когда после I Мировой войны в проигравших и униженных государствах к власти пришли националисты ультраправого толка: фашисты в Италии, нацисты в Германии, Франко в Испании, Салазар в Португалии, Хорти в Венгрии и т.д. Однако нужно отметить, что все вышеперечисленные режимы как в идеологическом, так и в политическом планах сильно отличались друг от друга.

После Второй Мировой войны и Нюрнбергского трибунала, осудившего реакционные проявления национализма, подобные настроения на протяжении почти 50 лет не тревожили ни СССР, ни страны ЕС. Лишь в последние 10-15 лет вновь стали актуальны партии националистического толка, ратующие за ужесточение контроля за мигрантами, а в последнее время их популярность еще более возросла.

Для представления причин подобного поворота, следует разобраться с самим понятием «национализм», поскольку нам зачастую эта теория преподносится как нечто до боли страшное и антигуманное. На самом деле национализм – это идеология, в основу которой заложена идея о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Нация — это наделённое самосознанием сообщество людей с перекрывающейся культурной и политической самоидентификацией, исторически возникшей вследствие их привязанности к определённой территории. Говоря более примитивно – это общность всех людей, являющихся гражданами определенной страны, живущих в этой стране и имеющих некие общие ценности (психологические, культурные, политические и т.д.).

Нации бывают в основном полиэтничные, т.е. объединяют под единым пространством некое количество народов (этносов). При этом понятие «нация» и «народ» сильно различаются. Россия, например, является классическим полиэтническим государством, в котором понятия «нации» и «народа» ярко выделяются. В РФ живут народы: русские, украинцы, евреи, татары, чеченцы, армяне и многие другие… Вместе все они составляют российскую нацию. Точно также как немцы, итальянцы, французы в Швейцарии вместе составляют швейцарскую нацию, голландцы и французы – бельгийскую нацию. Что уж говорить об американской нации…

По сути, национализм (или течение, происходящее от слова «нация») является течением, ратующим за процветание определенной нации. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Разве не справедливо, если государство стремится уделять основное внимание развитию и улучшению качества жизни своих граждан путем пропаганды ценностей, связанных со своей страной, своей историей, своими согражданами.

За это ратует большинство националистически партий ЕС. Между национализмом современным и тем национализмом, что существовал в Европе в прошлом веке, есть большая разница. Сильно различались даже фашисты от нацистов. Итальянские фашисты, испанские фалангисты, например, не разделяли взглядов Гитлера и нацистов относительно расовой теории. Спасаясь от преследований гитлеровцев, евреи бежали в том числе и к Франко и спокойно жили в Испании. Единственное сходство всех националистов той эпохи было в стремлении к тоталитарному строю во главе с неким «отцом нации». Большинство из них нарушали человеческие свободы, но далеко не все доходили до абсурда наподобие нацистов со своей «арийской» теорией и мифологией и отрицанием всех остальных этносов, не подходящих под эту теорию.

Сегодня подобная ситуация, при которой политические партии имели бы возможность смело кидать шовинистические или ксенофобские лозунги, в Европе невозможна. Во-первых, потому что подобные идеи являются уголовно-наказуемыми, а во-вторых, существует международное законодательство, которое осудило все виды экстремизма, включая также этнический экстремизм. Сегодня, когда мы говорим о национализме, мы вспоминаем тех же «истинных финнов», «форца Италия», «партию свободы» и т.д. Все эти партии являются умеренными националистическими организациями, которые ратуют за сохранение национальной культуры, религии, языка и т.д.

Популярность этих партий объясняется современными мировыми процессами. Глобализацией, которая постепенно стирает границы между культурами и государствами, а также колоссальной иммиграцией из стран третьего мира в бывшие метрополии. Никому не хочется терять вековые традиции, особенно когда в жизни человека они многое значат. Кроме того, любому европейцу, и вообще человеку, не будет нравится массовый приток иностранцев, особенно отличающихся иной культурой общения, иной религией, иными ценностями.

На сегодня статистика такова: численность мусульманского населения ЕС увеличилась до 52 млн. человек. По подсчетам некоторых германских специалистов, эти показатели могут достигнуть 104 млн. через 50 лет, (к 2060 г.). Кроме того, не секрет, что численность коренного населения развитой Западной Европы падает с каждым годом, общая же численность населения не сокращается:

* Во Франции на семью приходится 1-2 ребенка, а в мусульманских семьях той же Франции эта цифра в среднем достигает 7. По некоторым подсчетам, к 2027 г. каждый пятый во Франции будет мусульманином;

* В Великобритании за последние 30 лет количество мусульман увеличилось в 30 раз (с 82 тыс. до 2,5 млн. человек);

* В Бельгии сегодня мусульмане (т.е. носители совершенно иной культуры) составляют по статистике 25 % населения и 50 % всех новорожденных.

* В ФРГ правительство предупреждает, что к 2050 г. Германия превратится в исламское государство

Вместе с тем, особенно настораживает нежелание приезжих интегрироваться в европейское общество. Это касается, естественно не каждого, однако в массе своей приезжие, живя компактно в отдельных районах, в итоге не приспосабливаются к новым реалиям. Вот почему граждан многих стран ЕС в последнее время привлекают лозунги ужесточения барьеров для приезжих гастарбайтеров, а также идеи о сохранении своих традиций и своей культуры. Что касается ультра-правых партий, то таковые также присутствуют в Европе, однако они не имеют политической поддержки или запрещены на государственном уровне. Тот же Ле Пен никогда не был сторонником ксенофобии и не ратовал за уничтожение людей по этническому принципу, он лишь «указывал на дверь» тем приезжим (в основном арабам), которые не уважают французские традиции и европейскую культуру. Конечно, форма его требований не совсем дипломатична, однако, согласитесь, суть вполне справедлива.

Совершенно иная ситуация с национализмом в России и США. США являются, наверное, единственным и уникальным государством, где проблема этническая изначально была на последнем месте, поскольку независимость североамериканского государства явилась следствием общей борьбы многих народов. США даже не имеют ярко выраженного этнического лица, поскольку еще в XIX в. кроме англо-саксонских и иных германоязычных народов, довольно солидный процент составил латиноамериканский элемент. Вот почему американским девизом стало выражение М. Цицерона - «во множестве единство».

Этот же лозунг сегодня вовсю пытаются применить и к России, поскольку РФ является одной из самых полиэтничных и поликонфессиональных стран. Во времена СССР, когда на государственном уровне велась грамотная национальная политика, трений на этническом уровне не возникало. Стоило периодическим мировым кризисным явлениям пошатнуть экономику страны и появиться «Гласности», оказалось, что в Советском Союзе, где, как утверждали сверху, нет национального вопроса, есть националисты[1]. Не гласность, однако, сыграла роковую роль в усилении национальных чувств в СССР, главной причиной стали дефицит продуктов, ухудшение условий жизни и как следствие – недовольство властью.

В сегодняшней России несмотря на курс властей, усиливаются шовинистические и ксенофобские настроения. Во многом это причина, с одной стороны связанная с плохим условием жизни, с другой – с огромным притоком иммигрантов из бывших советских республик (по данным Всемирного Банка, РФ по количеству приезжих уступает лишь США – сегодня эта цифра составляет 12 млн. чел в год).

История, как известно, имеет спиралевидную форму и суть вещей не меняется, меняется лишь их форма. Вот почему ив ХХ веке приход к власти националистов (как ультра-правых, так и умеренных) имел четкие причины. Вспомните любое правительство националистического толка, а также время, в которое им суждено было встать у руля – и заметите, что в стабильных и сильных странах националисты всегда были слабы и малочисленны.

В Германии нацисты пришли к власти во время крупнейшего мирового кризиса, который еще больше пошатнул разваленную войной и унизительным миром немецкую экономику. Немцы не просто потерпели поражение в I Мировой, они потеряли огромные территории, им запретили иметь армию и флот, а ежедневная девальвация и голод еще больше подливали масло в огонь. Гитлер был олицетворением всего того, чего лишилась Германская империя, поскольку во всех своих речах он подчеркивал, что под его началом немцы вернут себе все потери, а также станут более сильным и процветающим государством.

В нестабильной Российской империи начала ХХ в., роковым событием стала Мировая война. Из-за затянувшейся войны пошатнулась экономика, упал моральный дух, зрели сепаратистские и националистические настроения. Этим вовремя воспользовались большевики, бросая лозунги свободы, равенства, скорых серьезных перемен, передачи власти крестьянам и рабочим... Сталинский Советский Союз являлся классическим националистическим государством, в котором (как и в Германии, Испании, Италии и т.д.) опорой являлся народ (граждане). В СССР придумали специальный термин для объединения народов СССР в единый суперэтнос – «советский народ».

В Испании в 1939 г. победил и долгое время правил националист генерал Франсиско Франко, поскольку его страна потеряв свои колониальные владения была на тот момент одной из самых отсталых государств европейского континента… Основную роль сыграли его обещания вернуть былую мощь Испании и вера в построение под его главенством более сильного государства.

В Венгрии, Словакии, Румынии, Болгарии также пришли к власти правые силы, поскольку все они (кроме Румынии) потерпев поражение в I Мировой войне, понесли серьезные экономические и материальные потери, не говоря о моральном духе населения этих стран. И опять же популистские лозунги сыграли свою роковую роль.

В итоге складывается ситуация, при которой Д.С. Лихачев был прав, указывая, что национализм – признак слабости государства, а не его силы. Националисты же являются той силой, которая подчеркивает все достижения и взывает к гордости определенной нации, а также обещает быстрые благоприятные перемены. Европа сегодня ослабла, и именно поэтому сегодня растет доверие людей к правым партиям.

В тоже время, нет ничего плохого в умеренных националистах, которые в некоторых странах ЕС играют серьезную политическую роль. Нельзя допускать усиления ксенофобии – крайнего направления национализма, с которым бороться бесполезно, если не будет излечена «рана изнутри». Для недопущения подобного 1933 г. сценария следует всегда следовать нормам международного законодательства с одной стороны, не допускать упадка в экономиках стран, а также ужесточать иммиграционную политику. Человек, приехавший в другую страну в поисках средств пропитания обязан чтить местные законы и поступать в соответствии с ними, в противном случае националистические настроения будут лишь усиливаться. А это в свою очередь не может привести ни к чему хорошему.

По всей видимости, ультраправые партии не могут добиться успеха в Европе, поскольку у каждого члена ЕС кроме прав, существуют свои обязанности. Одной из обязанностей является беспрекословное подчинение международному законодательству, в котором нет места расизму и шовинизму. Кроме того, членство в ЕС – это огромнейшие экономические возможности, вот почему ни одна из стран-членов ЕС не захочет выходить из ее рядов.

Национализм сегодня возрастает, но как только появится экономическая и духовная стабильность все станет на свои места и националистические настроение вновь перестанут интересовать людей. Яркий пример – США и Великобритания. Ни в одной из этих стран нет и намека на национализм, более того, Лондон, являясь одним из самых густонаселенных и многонациональных мегаполисов, может похвастаться статусом самого толерантного города мира. Секрет заключается в экономической и политической стабильности этих государств. Вот почему только в сильном и сытом во всех отношениях государстве возможны мир, стабильность и процветание.




 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"