الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

АНАЛИТИКА

«Радикалы» и «средневековые мракобесы». Как Татарстан стал жертвой ханафитского мазхаба















Миссия Духовного управления мусульман Татарстана, закрепившего в собственном уставе строгую приверженность ханафитскому мазхабу, является не более чем проповедью «средневекового мракобесия». С таким сенсационным заявлением на страницах «Бизнес-Онлайн» выступил Рустам Батров, который недавно покинул должность заместителя муфтия республики.

Оказавшись на вольных хлебах, Батров опубликовал ряд интригующих материалов, в которых подверг критике республиканское духовное управление, пользующееся поддержкой казанского Кремля. По утверждению автора, в муфтияте неправильно трактует наследие известного мусульманского богослова Абу Ханифы, что приводит к пагубным последствиям в сфере безопасности не только Татарстана, но в целом по России. Своих оппонентов он назвал «радикалами» и «мракобесами», а единомышленников — «сторонниками просвещенного ислама». Последняя статья Баторва стала отповедью казыю Казани Абдулле Адыгамову, вставшему на защиту ДУМ РТ.

«Итак, заведующий кафедрой исламского университета (Адыгамов, — ИН) сознается, что ханафитский мазхаб призывает вести войну с иноверцами и убивать инакомыслящих (в полном противоречии с учением самого Корана, добавлю от себя). Что же, маски сброшены. Спасибо, хазрат, за честность. Коли вы уж так открылись, мне, несмотря на глубокую к вам симпатию, остается нанести прямой нокаутирующий удар: скажите, пожалуйста, кто и когда в ханафитском мазхабе провел ревизию и отменил этот жуткий средневековый радикализм? Никто и никогда! Все это черное мракобесие и сегодня преподносится как актуальное знание. Поэтому в наши дни и переиздается ханафитский средневековый труд «Мухтасар аль-Кудури» без каких-либо оговорок о том, что данные нормы утратили свое действие, ибо они до сих пор воспринимаются как часть живой религиозной традиции. В лучшем случае нашим верующим говорят: «Мы пока не можем на практике претворять в жизнь все эти истинные нормы, ибо не набралась критическая масса наших сторонников. Но наше время еще придет». В общем, исповедуют «ислам с камнем за пазухой», — пишет Рустам Батров.















Рустам Батров

Напомним, что на протяжении нескольких лет руководство Татарстана, неискушенное в тонкостях мусульманского богословия, вынуждено придерживаться курса на строгую приверженность ханафитскому мазхабу и догматам матуридитской акыды, рассчитывая на то, что они станут защитой от проявлений экстремизма. Проводником этой линии призвано выступать духовное управление мусульман во главе с муфтием Камилем Самигуллиным, ярым поборником «традиционного» ислама.

Чтобы татарстанскому духовенству было легче и комфортнее решать важные государственные задачи, муфтият в свое время вывели из-под юрисдикции (пусть и формальной) Совета муфтиев России, глава которого — Равиль Гайнутдин — демонстрирует более широкие взгляды на ислам, за что периодически попадает под шквал критики со стороны державно-консервативных и околоцерковных сил.

С политической точки зрения действия руководства Татарстана были вполне оправданными. В республике начал поднимать голову религиозный экстремизм, апофеозом которого стал расстрел мусульманского деятеля Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Илдуса Файзова. Ответственность за эти атаки взял на себя привлекавшийся к уголовной ответственности Раис Мингалеев, объявивший себя «амиром муджахедов Татарстана» и вскоре после этого скоропостижно скончавшийся в результате неустановленной болезни.

После череды трагических событий в Татарстане с 2012 года установилось относительная стабильность. Республика укрепила свои позиции, получив право на проведение универсиады и игр чемпионата мира по футболу. В федеративных отношениях главным достижением стало сохранение поста президента Татарстана и неизменности позиции по вопросу дальнейшей судьбы договоренностей 1994 года о разделении предметов ведения и полномочий между республикой и федеральным центром.

Отведенную роль в поддержании этой стабильности с горем пополам сыграл и проводимый ДУМ РТ курс на идейное доминирование «традиционного для татар» ханафитского мазхаба, который призван выбивать почву из-под ног радикалов. Впрочем, это делалось столь примитивно и неумело, с откровенным использованием административно-кадрового ресурса, занесением инакомыслящих в экстремисты и сектанты, что в конечном итоге поставило республику на грань научно-богословской маргинализации и духовной самоизоляции, результатом чего наряду с прочим становятся пустопорожние философские споры на сюжеты глубокого средневековья.

Такая атмосфера способна сыграть с Татарстаном злую шутку, оттолкнув от него массы «инакомыслящих» мусульман как внутри республики, так и далеко за ее пределами. Единственным способом вырваться из замкнутого круга усиливающей самоизоляции и погружения в средневековье является использование потенциала общемировой мусульманской науки, с привлечением в Татарстан авторитетных богословов – пусть даже из-за предела «традиционной» татарской ойкумены.

Тут есть над чем подумать руководству республики, особенно в год открытия Болгарской исламской академии.

Источник islamnews.ru


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"