الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

АНАЛИТИКА

Пятничные проповеди на татарском: сохранение родного языка или национализация Ислама в Татарстане?















Широкую полемику среди мусульман Республики Татарстан вызвала новость о решении муфтия Камиля Самигуллина проводить пятничные проповеди исключительно на татарском языке. Мнения различны. Одни видят в этом «законе» важный шаг, способствующий сохранению национального языка, другие – попытку сделать Ислам в регионе «татарским», проявлением неуважения по отношению к мусульманам других национальностей.

Пятничные проповеди в мечетях Татарстана начиная с 12 августа решено проводить на татарском языке. За это единогласно проголосовали участники пленума, который прошел в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан под руководством муфтия Камиля Самигуллина.

«Этот вопрос уже поднимался больше десяти лет назад. Мы, религиозные деятели, вместе со Всемирным конгрессом татар переживаем за свой народ. Проблема в том, что молодые татары не знают своего татарского языка. Считаю, что это будет стимулом изучить свой родной язык», — отметил муфтий.

Лидер мусульман республики пояснил, что лица, не понимающие татарский язык, не будут лишены возможности получать знания:

«Кто хочет научиться татарскому языку — это не сложно. А проповеди на русском можно организовать и в другие дни. Даже в пятницу, например, перед ахшам-намазом. Есть воскресные курсы в мечетях, где занятия ведутся на русском языке. Это все остается. Даже у нас в Галеевской мечети шесть дней в неделю идут уроки на русском и лишь один день в неделю на татарском. Лишь пятничная проповедь будет вестись исключительно по-татарски. Джума — это святое, ее не трогайте. Ведь если исчезнет родной язык, может и религия исчезнуть. Еще Марджани говорил, что есть три вещи, не являющиеся предписанием ислама, но которые помогают сохранить религию. Это обычаи, язык и национальная одежда», — подчеркнул Самигуллин.

В Татарстане в большинстве мечетей проповеди всегда читались на татарском, однако, существуют такие мечети как «Ярдэм» или «Казан нуры» в Казани, где они читались и на русском языке. Теперь эта практика прекращена.

Решение о проведении пятничных проповедей в Республике исключительно на татарском языке способствовало появлению многочисленных дискуссий в социальных сетях и на различных исламских форумах.

Через религию — к национальному самосознанию…

Активную поддержку данному решению ДУМ РТ в СМИ и социальных сетях выразили представители Всемирного конгресса татар и Всемирного форума татарской молодежи.

Так, председатель исполкома всемирного конгресса татар Ринат Закиров пояснил в СМИ, что лоббисты этой идеи до сих пор не могли достучаться в двери республиканского муфтията.

«Мы уже в течение многих лет обращались в муфтият по данному вопросу, — рассказывает Закиров. — Они все тянули. Нам говорили, что в мечети идут люди, не понимающие татарского языка. Ничего подобного. Большинство прихожан — представители тюркских народов. Для них татарский издревле считался языком обучения основам ислама. Он для них не иностранный язык. Что касается татар, не знающих родного языка, то сейчас есть много возможностей. Пусть засядут за проект «Ана теле» и учат. Это можно за год сделать. Никаких проблем нет. Наш муфтий Камиль хазрат был инициатором татарских пятничных проповедей. Он сам пришел ко мне посоветоваться. Я сказал: если у вас возникла такая мысль, то мы будем для вас опорой».

Активно в социальных сетях высказались и представители молодежного национального движения республики. Молодежь считает, что пятничные вагазы на родном языке помогут верующим узнавать не только о религии, но и через религию тянуться к своей национальной культуре, а также поспособствуют подъему национального самосознания среди верующей молодежи.

«Лично я — ЗА принятое муфтием решение. Раньше татарский язык был языком просвещения среди мусульманских народов России, языком получения религиозных знаний, а теперь татарский язык — язык кухни и эстрады. А Камиль хазрат пытается попросту вернуться к истокам, но всему нужно время. Привьём любовь к родному языку своим детям — сохраним нацию (иншаАллах!)» — пишет в «Facebook» один из пользователей сети.

Отклики на сообщения и «лайки» в социальных сетях такой «поддерживающей» тематики многочисленны.

Мнения независимых экспертов также во многом отражают поддержку решения муфтия Татарстана.

«Проповедь на татарском языке является одной из частей концепции традиционного ислама в Республике Татарстан. Об этом говорили уже давно, и в принципе решение не является какой-то большой новостью. Безусловно, для части верующих это будет проблемой, но если говорить, допустим, о тех же татарах, которые не знают татарского языка, здесь прав муфтий, что это стимул для изучения родного языка»,

— сообщил директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Татарстана Ринат Патеев агентству «Интерфакс».

«Что касается других групп (тех же русских, принявших ислам), их небольшое количество. Допустим, тех же мигрантов это коснется только частично, потому что в структуре миграции в Татарстан значительная часть из них — это тюркские народы: узбеки, киргизы, казахи, азербайджанцы. Есть достаточно большая группа таджиков, которая не является тюркским народом, но многие из них так или иначе понимают татарский язык», — добавил он.

Ущемление прав верующих или первый шаг к «татарскому Исламу»?

С другой стороны, в сети появилась масса откликов, комментариев, не одобряющих решение муфтия. Высказались как простые верующие, так и некоторые мусульманские общественные и религиозные деятели.

Многие из них возражают против «повсеместных татарских вагазов» исходя из того, что это оттолкнет от посещения мечетей тех, кто не знает татарского языка, а таких немало, ведь среди верующих региона не только татары.

Один из верующих республики так комментирует данную новость:

«Почему нельзя после проповеди 10 минут посвятить переводу основных посылов на русский... Этот компромисс нужен, чтобы не отрезать заинтересовавшуюся Исламом татарскую молодежь. Думать, что они сядут зразу за учебники по изучению татарского языка — наивно. И интерес к исламу не подержим, и татарскому не научим... У нас сегодня есть один общедоступный для всех верующих язык — это русский. И задача проповедника состоит не в том, чтобы обучить людей какому-то языку, а в полноценном донесении знаний о религии Аллаха, о поклонении Всевышнему, об этике мусульманина ... А популяризацией татарского языка должны заниматься общественные организации».

Пользователи социальных сетей также предполагают и то, что непонимание пятничных проповедей нетатароязычным населением, в конечном счете, приведет к падению авторитетов имамов, и верующие не только не станут учить татарский язык, но и откажутся от следования наставлениям местных религиозных деятелей, что, безусловно, приведет к разобщению уммы.

«На джумга ходить обязательно, а вот на остальные мероприятия — нет, поэтому русскоязычный мусульманин из мечети будет получать ноль информации, в итоге этот «закон» будет работать против авторитета имама», — пояснил один из пользователей «Facebook».

В некоторых комментариях отмечается еще и тот факт, что принятое муфтием решение ущемляет конституционные права мусульман других национальностей, проживающих в Татарстане, поскольку в Республике государственными языками являются русский и татарский, и пренебрегать этим не позволяет само законодательство.

Так, на одном из исламских форумов было оставлено следующее обращение к мусульманским религиозным деятелям Татарстана:

«У религии нет национальности, о, уважаемые деятели. Не надо сеять раздор в этой непростой теме. Я татарка, и хоть выросла не в Татарстане, знаю свой язык, в отличие от многих жителей Казани, изучавших его в школе. Нельзя вбить насильно любовь к родному языку, вы уже десятилетия потратили на принудительную любовь — где результаты? Казанские выпускники в итоге не знают ни татарский, ни русский — и это не проблема учащихся. Проблема в методике обучения. Мне очень стыдно перед своими друзьями-мусульманами других национальностей, мне очень неудобно перед родителями учеников других национальностей за подобные решения, порочащие доброе имя татарского народа!».

Еще одним интересным предположением верующих стало мнение о том, что в настоящее время в Республике идет процесс формирования «татарского» Ислама, противопоставляющего себя, прежде всего, «арабскому» Исламу. Речь идет о возможной реформации религии в республике, способствующей созданию строгой концепции единства национального и религиозного.

В таком случае, как отмечают верующие, возможно, что ДУМ Республики Татарстан постепенно становится движущей силой националистических кругов, желающих влиять на религиозную ситуацию в регионе, а введение правила «татарских пятничных вагазов» — это только первый шаг на пути будущих преобразований в религиозной жизни региона.

«Сейчас мы видим попытку формирования «татарского» Ислама. Совет улемов, вероятно, решил осуществить величайшую мечту националистов Татарстана. Но кто же «запевала» в подобных инициативах? Это люди, далекие от Ислама и вряд ли совершившие в своей жизни хотя бы один раз намаз. Хочется надеяться, что муфтий республики не станет орудием претворения в жизнь замыслов националистических кругов Татарстана», — такое рассуждение оставил пользователь «Facebook», комментируя новость о новом «законе» Духовного управления мусульман республики.

Опасение верующих в этом вопросе проявляется особенно остро. Ведь очевидным является тот факт, что в среде национального движения религиозных людей мало, и в случае их реального влияния на исламскую жизнь в республике не ясными становятся дальнейшие перспективы для уммы.

Что ждет татарстанскую часть уммы в будущем?

Очевидно, что на сегодняшний день большой дискуссионный потенциал обсуждения принятого муфтием Татарстана решения о проведении пятничных проповедей в республике на татарском языке является открытым проявлением озабоченности общественности в дальнейшем развитии религиозной жизни региона.

Сегодня мусульмане задаются вопросами: насколько способны религиозные организации выполнять функцию «популяризаторов» национального языка? Зачем это им нужно, если задачи имамов и муфтиев заключаются в донесении до людей знаний об Исламе, а не в обучении национальным языкам?. И самое главное: какое будущее ждет умму республики?.

Эти вопросы пока остаются открытыми…

Гульнара Каримова

Источник info-islam.ru


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"