الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

АНАЛИТИКА

Бюрократический переворот в Турции провалился


22.01.2014


Разворачивающийся в Турции коррупционный скандал обнажил противоречия между бывшими союзниками – премьер-министром Эрдоганом и проживающим в США проповедником Фетхуллахом Гюленом. В ответ на начатую правительством реформу судебного аппарата, причастного к громким обвинениям, Гюлен пригрозил поддержать на следующих выборах светскую оппозицию. Члены его движения «сделают свой выбор на основе своих ценностей», заявил он в понедельник в интервью Wall Street Journal. О причинах углубляющегося конфликта рассуждает в своей статье советник турецкого премьера Эртан Айдын.

Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган провел недавно масштабные перемены в руководстве судебных органов и полиции, отвечая на охвативший страну в декабре коррупционный скандал.

Но было бы ошибкой рассматривать это как борьбу между исполнительной и судебной властями, или как попытку скрыть обвинения, которые привели к отставке трех министров.

На самом деле, вопрос заключается в независимости и беспристрастности правоохранительных властей. Последние события отражают увеличивающийся разрыв между правительством Эрдогана и движением Фетхуллаха Гюлена, проживающего в добровольном изгнании в США исламского проповедника.

Движение Гюлена было важным сторонником правящей Партии справедливости и развития (ПСР), пытавшейся установить гражданский контроль над вооруженными силами в первые два срока пребывания у власти. Теперь, однако, создается впечатление, что это движение готовило собственный государственный переворот.

Многие члены судебной системы и полиции, имеющие отношение к обвинениям в коррупции, выдвинутым против правительственных чиновников, бизнесменов и родных политиков, связаны с движением Гюлена.

Расследование предполагаемых случаев взяточничества вскоре превратилось в поддерживаемую оппозицией клеветническую кампанию.

Развернувшаяся в Турции борьба поднимает важные вопросы о том, какими должны быть отношения между чиновниками и выборными должностными лицами в плюралистической демократии. Ответ на них потребует дискуссии, охватывающей такие темы, как разделение властей и независимость судебной системы, и проясняющей отношения между политикой и религией.

Решающее значение имеет при этом понимание исторического контекста нынешнего кризиса.

В 1950 году, когда Турция стала демократической, оставшаяся от прежней системы светская кемалистская элита попыталась использовать власть военных и бюрократии для контроля над избранным правительством. На самом деле, турецкие военные при поддержке судебной власти открыто вмешивались в деятельность гражданского правительства в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах, каждый раз во имя защиты секуляризма.

В ответ различные религиозные группы, в том числе движение Гюлена, призывали своих последователей занимать должности в бюрократическом аппарате и армии. В 1990-е поддерживаемые военными светские правительства нанесли ответный удар, пытаясь избавиться от верующих чиновников и военачальников: те, кто не употреблял алкоголь, или чьи родственницы носили платки, сразу попадали под подозрение.

С победой ПСР на выборах в 2002 году началась нормализация турецкой демократии, и ограничения в приеме на работу и продвижении по службе верующих граждан в высших эшелонах бюрократии были устранены. Особенно этот процесс пошел на пользу членам движения Гюлена, имевшего обширную сеть в сфере образования, СМИ и бизнеса. Последователи Гюлена, утверждавшие. что поддерживают либеральную демократию и принятую ПСР толерантную, современную форму ислама, казались естественными союзниками правительства Эрдогана.

На протяжении десятилетия связанные с Гюленом компании играли широко признаваемую и ценимую роль в экономическом росте и развитии Турции, а школы гюленовского движения готовили к государственной службе учеников. Поскольку чиновников принимали на работу и повышали на основании их заслуг, ПСР не волновалась из-за засилья последователей Гюлена в некоторых ветвях власти.

Такое спокойствие основывалось на убежденности, что члены движения Гюлена придерживаются фундаментального требования плюралистической демократии: что бюрократы – будь то мусульмане в Турции, мормоны в США или буддисты в Японии – не позволяют своим религиозным убеждениям брать верх над долгом государственной службы и верховенством закона.

Власти даже не предполагали появления нового вида бюрократической опеки над гражданским правительством.

Хотя последователи Гюлена и не соглашались с некоторыми политическими решениями правительства, они в основном поддерживали ПСР на последних трех выборах. Полностью отвергнуть партию их побудили политические дебаты о реструктуризации «школ интенсивной подготовки» – дорогих частных учреждений, готовящих старшеклассников к университетским вступительным экзаменам.

Движение Гюлена управляет по крайней мере четвертью этих школ, составляющих ключевой компонент его многомиллиардной образовательной сети и помогающих вербовать новых членов.

Таким образом, члены движения восприняли обсуждение реформы школ интенсивной подготовки как прямую угрозу их влиянию. Но их реакция была непропорциональной – не в последнюю очередь потому, что планы правительства не были утверждены окончательно.

Более того, эти планы не имели никакого отношения к движению Гюлена: правительство реагировало на жалобы граждан о необходимости платить непомерные суммы за подготовку своих детей в бесплатные государственные университеты. И не то чтобы движение оказалось застигнуто врасплох представители этих школ уже некоторое время участвовали в диалоге с чиновниками министерства образования.

Как и в любой демократии, публичная критика политики правительства Турции – явление нормальное и здоровое. Но попытки связанных с Гюленом членов судейского корпуса и полиции прибегать к шантажу, угрожать и торговаться с правительством неприемлемы.

Правду о коррупции среди государственных служащих Турции должен теперь выяснить суд. Но все признаки указывают на скоординированный политический крестовый поход последователей Гюлена, в том числе причастных к последним коррупционным делам главных прокуроров и про-гюленовских СМИ, которые последовательно отстаивали беспристрастность этих прокуроров (несмотря на просочившиеся на свет многочисленные нарушения, например, широкое несанкционированное прослушивание телефонных разговоров). Кроме того, организованная группа в рамках судебного аппарата подозревается в подбрасывании улик.

Конечно, это вовсе не означает, что никаких случаев коррупции со стороны политиков и чиновников не было. Но суть в том, что Турция нуждается в судебной реформе, устраняющей возможность манипулирования организованной кликой своими конституционными полномочиями ради достижения собственных узких целей.

Это предельная черта для любой плюралистической демократии. Отдельные граждане должны иметь возможность жить в соответствии со своими убеждениями, но нельзя позволять неопределенному теологическому видению влиять на их поведение как государственных служащих и чиновников.

В более широком плане, дебаты о движении Гюлена должны послужить для прояснения взаимосвязи между религией и политикой, напомнив турецкой общественности – и мусульманским странам по всему региону – об основных демократических ценностях, благодаря которым стало возможно нынешнее развитие и процветание Турции.

Эртан Айдын, старший советник премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Полный вариант статьи опубликован на сайте japantimes.co.jp

Источник wordyou.ru


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"