الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

АНАЛИТИКА

К вопросу о женщинах в Исламе


5.11.2013


Именно женский вопрос в его религиозном аспекте больше всего вызывает споров, проблем и разногласий. Профессор и исламский мыслитель Тарик Рамадан размышляет о религиозном статусе женщины в Исламе.

Творец обращается к женщинам как к равным мужчинам, их статус как живых существ и верующих таков же, как у мужчин, и требования к поклонению абсолютно ничем не отличаются.

Когда дело касается религии, именно женский вопрос, пожалуй, вызывает больше всего споров, проблем и разногласий. Они затрагивают человеческие отношения, глубинные представления и логику взаимоотношений, которые, помимо собственно священных писаний, связаны с вековыми культурными и социальными традициями, все еще глубоко укоренившимися и вызывающими болезненную реакцию. Говорить о женщинах в любом человеческом обществе означает вторгаться в сложную канву социальных структур, культурной символики, роли полов и семьи как ячейки общества, а также власти и властных отношений.

Это значит также говорить о людях, об их свободе, независимости, их личностных, духовных и социальных устремлениях. Дискурс о женщинах обнажает коллективный образ мыслей, уверенности и страхи, защитную силу высказанного и невысказанного, глубоко укоренившиеся основы социальных структур и их роль. Дело это очень не простое: затрагиваются сложные, взаимозависимые вопросы, и сосредоточенность на одном из аспектов за счет другого может порой привести к крайностям и искажениям и в критических замечаниях, и в утверждениях. И все же дискуссия необходима.

Избегайте ловушек!

В последние годы дискуссии на Западе, а затем и в мусульманских странах сосредоточились на более заметных аспектах «положения женщины в Исламе». Это действительно важный вопрос, но низведение его до страстных и крайне упрощенных споров о списке «затруднительных моментов» привело к уклонении от сути дела. «Проблему женщин в Исламе» склоняют сегодня на все лады, как будто именно она выражает непримиримые противоречия между Исламом и Западом, противостояние между двумя вселенными – подавляющей и сулящей свободу. Лейтмотивом, конечно, является контраст между патриархальными традициями и западной современностью, к которой, как утверждается, все более тяготеют женщины.

Вновь и вновь оглашается список проявлений дискриминации, связанных с одеждой, многоженством, насилием, правами наследования и другими аспектами. Помимо того, что сама суть выдвигаемых обвинений весьма неоднозначна (хотя, конечно, нельзя недооценивать ту дискриминацию, которой подвергаются сегодня мусульманки), представляется необходимым расширить рамки дискуссии, вернуться к источникам и основам разъяснений и дискурсов.

Многие мусульмане и мусульманки уже приступили к этой крайне важной работе над содержанием священных источников: как их следует читать и толковать, как они соотносятся с окружающей культурой и социальной структурой. Такие исследования должны проводиться, хотя при этом следует избегать двух основных ловушек. С одной стороны, надо остерегаться уделять чрезмерное внимание некоторым чувствительным вопросам, связанным с интерпретацией текста, пренебрегая при этом более комплексным подходом, который связывал бы тексты с социальной средой и той логикой, которая в этом последнем случае оправдывает специфическое прочтение, а иногда приводит к укоренению в религии ложных прописных истин. С другой стороны, нельзя воспринимать этот процесс критического переосмысления только с точки зрения Запада, неважно, хвалят при этом последний или осуждают.

Очевидно, что внутренние обсуждения, в свете священных источников, должны быть тщательно продуманы и начинаться изнутри. Нельзя просто и естественно отождествлять и объединять их с понятиями, введенными женщинами и феминистами в западных обществах. Было бы, однако, неправильно и непоследовательно отвергать плоды длительных и напряженных дискуссий и столкновений в современном обществе на тему женственности, автономии женщин, их сексуальности, их роли (в семье, в обществе, экономической и политической), а также логики власти и процессов отчуждения. Со времен Божественного откровения, некоторые вопросы непременно остаются очень конкретными, и относиться к ним следует соответствующе, но при этом нужно изучать также все возможные связи между первыми толкователями, их культурной средой, и социальной структурой.

Феминисток иногда нужно читать

Женское уравнение включает в себя несколько факторов и требует принятия с самого начала определенных точек зрения, еще до обсуждения характера исследования и предлагаемых решений. Относительно женского вопроса, я думаю, будет недостаточно полагаться на несколько смелых правовых заключений – открывающих путь к новым перспективам – чтобы заметно сдвинуть дело с мертвой точки.

В этой области, поиски справедливости, прекращение дискриминации, и продвижение реформ требуют от нас, прежде всего, пересмотреть основы и методы, установленные для того, чтобы понимать и придерживаться священных источников на протяжении всей истории, в различных социально-культурных условиях. По мере развития процесса подразумевается включение этих условий в осмысление и понимание отношений между мужчинами и женщинами, распределения ролей и власти.

Это означает также доведение таких размышлений до логического конца, через внимательное рассмотрение ситуаций, в которых женщины из субъектов превращаются в объекты представлений мужчин или общества. При этом изучается и та извращенная логика, посредством которой ряд требований привел к обратному результату, заставив женщин перейти от одной формы отчуждения к другой.

Этими явлениями занимались многие женщины, в том числе и феминистки, и иногда нужно читать их размышления и изучать такие парадоксы. Они проливают свет на возможно сводимые воедино взгляды на социально-политические и культурные вопросы, и подчеркнуть существенные различия в отношении к собственному «я», бытию, к другим людям, и, следовательно, к свободе.

Они товарищи на духовном пути…

Первоначально в коранических аятах использовалась только множественная форма мужского рода для обозначения и женщин, и мужчин в новой религиозной общине. Много лет «верующие» («аль-му’минун») и «праведные» («аль-садикун») относилось либо к мужчинам, либо к мужчинам и женщинам, являвшимся первыми сподвижниками Пророка (мир ему). Однажды некая женщина (или несколько, по другой версии) спросила Пророка (мир ему), почему о женщинах не говорится отчетливо в ниспосылаемом откровении. После этого в Книге – помимо универсального послания, включавшей также ответы на вопросы, которые задавали окружавшие Пророка (мир ему) люди – стали упоминаться отдельно мужчины и женщины.

Такая эволюция послания – часть божественной педагогики в процессе откровения, ниспосылаемого в течение 23 лет: таким образом верующих подводят к изменению в понимании вещей и критическому пересмотру некоторой части их культурной или социальной практики. Статус женщин, которых иногда убивали при рождении из-за того позора, который они могли принести, должен был меняться поэтапно, по мере ниспослания аятов. Таким образом, постепенно становилось все более ясно, что послание Корана и отношение Пророка (мир ему) направлены на освобождение женщин от культурных оков арабских племен и кланов, и от обычаев того времени. Творец обращается к женщинам как к равным мужчинам, их статус как живых существ и верующих таков же, как у мужчин, и требования к поклонению абсолютно ничем не отличаются. Они товарищи на духовном пути, в котором необходимы поддержка и защита: «Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них». «Любовь и милосердие [доброта]» – запасы человеческого сердца, благодаря которым становится возможна совместная жизнь: любовь объединяет достоинства, милосердие не замечает недостатки и слабые стороны. Изгнание из Мекки в Медину также сыграло важную роль в эволюции мышления среди мусульман: женщины в Медине были более заметными, активнее участвовали в делах, были смелее и напористей. Они поразили мекканскую жену Пророка (мир ему) Аишу, сказавшую: «Да будут благословенны женщины ансаров, которым скромность не мешала добиваться наставлений [в религиозных делах]».

Освобождение и порабощение женщины Востока

Мединский период помог отделить религиозные принципы от обычаев мекканских арабов, и привел к изменению положения женщин: таким образом началось реформаторское движение, сопровождавшееся Откровениями, социальные эксперименты, и, конечно, отношением Пророка (мир ему и благословение) как примером, которому должны были следовать сподвижники.

Следовательно, отдельные аяты должны были пониматься и толковаться в свете этого движения, а ранние прочтения и толкования ниспосланных текстов следовало рассматривать в идеальном зеркале поведения Пророка (мир ему). Соответственно, весьма необычные толкования, касающиеся женщин, их статуса, и их прав появились на очень раннем этапе. Внутреннее реформаторское движение воспринималось, понималось и вызывало реакцию с первых веков, в течение которых создавались занимающиеся изучением текстов науки. Но тем не менее первыми читающими были в основном мужчины, которые читали Откровение через двойную призму своего пола и той культуры, в которой они жили.

Сподвижники и ранние улемы прочитывали текст не иначе как в свете своей собственной ситуации, точки зрения, и контекста. Хотя Книга говорила о женщинах, их существовании и их сердцах, факихи (эксперты в области исламского права) стали определять их обязанности и права в соответствии с теми различными функциями, которыми наделяло их общество. Поэтому женщины были «дочерьми», «сестрами», «женами» или «матерями»; на этих категориях были построены правовые и религиозные рассуждения о женщинах. Действительно, мужчине, и более того, правоведу очень непросто относиться к женщинам в первую очередь как к людям во всей их целостности и независимости – какие бы внутренние процессы ни пробуждали различные откровения или исторический опыт, это отношение неизбежно направляет и ограничивает прочтение и интерпретацию текстов. Их задачей было наделить женщин функцией, составить список прав и обязанностей. Внимательное прочтение текстов, однако, показывает, что цель только что упоминавшейся внутренней эволюции, пересмотра шаг за шагом статуса женщин, заключается на самом деле в том, чтобы помочь сознанию верующих воспринимать женщин через их существование, вне контекста их различных социальных функций. Это постепенное движение к первостепенной значимости бытия естественно включает в себя изменение социального статуса; что, однако, подразумевает допущение в полном объеме процесса интерпретаций, и принятие всех его последствий.

Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета, президент исследовательского центра в Брюсселе «Европейская мусульманская сеть». Английская версия текста опубликована на сайте профессора www.tariqramadan.com.

Источник wordyou.ru


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"