الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО  ЖЕНСКАЯ ДЕТИ  МОЗАИКА  ВИДЕО  ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

Ученые Ислама

Хасан аль-Басри.

«Клянусь Богом! Размышление над знамениями Корана заключается не в заучивании строк (бездумном зазубривании), причем, когда человек преступает рамки дозволенного (морали, которой учит Священное Писание). Порой доходит до того, что он заявляет: «Я прочитал весь Коран!», но Коран (смыслы текста) не прослеживается в его поведении или качествах характера и не заметен в его делах». (Комментарий Хасана аль-Басри к 29 аяту 38 суры)

Абу Саид бин Абу аль Хасан Ясар – крупнейший исламский богослов, принадлежал к поколению последователей (табиинов) - тех, кто застали в живых и общались со сподвижниками Пророка(САС). Родился в Медине во времена правления второго праведного халифа Умара бин аль-Хаттаба, с 657 года жил в Басре.

Хасан ибн Ясар, известный как Хасан аль-Басри, рос в одном из домов Посланника Аллаха (САС). Он воспитывался буквально у подола одной из жен Пророка Мухаммада (САС) Хинд бинту Сухейль, известной как Умм Саляма (РА). Его мать работала у нее служанкой. А Умм Саляма была из тех арабских женщин, которая обладала совершенным умом, обилием достоинств и огромной решительностью. Из жен Пророка (САС) она также была одной из самых знающих и передавших значительное количество хадисов. Ко всему этому она была одной из тех немногочисленных женщин, которые владели письмом во времена джахилии. Но связь мальчика с матерью правоверных Умм Салямой не ограничивалась лишь этим. Поистине она простиралась далеко за эти границы. Часто бывало так, что Хайра, мать Хасана, выходила из дома по делам и грудной ребенок начинал плакать. Его плач усиливался и тогда, Умм Саляма брала на руки малыша и давала свою грудь, чтобы как-то успокоить его. Сильная любовь матери правоверных к Хасану обильно наполняла ее грудь молоком, которое он пил и после чего затихал. Воистину, в этом было чудо и знамение от Аллаха – так как на тот момент у Умм Салямы не было маленьких детей, а значит у нее не могло быть молока.

Его отец был персом, который попал в плен во время походов мусульман в Персию. Далее он попал в рабство к Зейду ибн Сабиту (РА), тому самому, который записывал Коран с уст самого Посланника Аллаха (САС). Зайд знал персидский язык, и вскоре они стали с Ясаром очень близки.

Как видим, в воспитании мальчика изначально участвовала семья Пророка Мухаммада (САС), а это говорит о многом. С раннего детства он уже знал Коран наизусть и постигал другие науки. Так Хасан пребывал в атмосфере наполненной благоуханиями пророчества и озаренной ее светом. Он пил из тех прелестных источников, которыми были наполнены дома матерей правоверных. Ребёнком Умм Саляма приводила его к известным сподвижникам, и они обращались к Аллаху с мольбой за него. Также рассказывают, что маленького Хасана принесли к халифу Умару бин аль-Хаттабу(РА), и он взял его на руки и сказал: «О Аллах, даруй ему понимание в религии и сделай так, чтобы люди полюбили его». И действительно, Хасан стал одним из наиболее знающих учёных из числа табиинов и был любим людьми.

Хасан обучался у самих сподвижников. Один из них сказал: «Если видели сподвижники Хасана, то сразу же приглашали его в их собрание». Он приобретал знания у Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба, Абу Мусы аль-Ашари и Абдуллы ибн Умара. А также у Абдуллы ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Абу Хурейры, Джабира ибн Абдуллы и у многих других, да будет доволен ими всеми Всевышний. Интересно, что, когда спрашивали имама Малика (РА), то он часто отвечал: “Идите и спросите у Хасана». Также из слов Малика о Хасане известно следующее: “Мы учили, и он учил, он выучил, а мы забыли». Абу Катада сказал: “Самый знающий фикх (исламское право) – это Хасан». Более всех Хасан аль-Басри полюбил повелителя верующих Али ибн Абу Талиба (РА). Он перенял от него такие качества как стойкость в религии, усиленное поклонение и безразличие к благам этого мира. Его прельщала в нем блистательная ясность изложения, огромная мудрость и его проповеди от которых содрогались сердца. Он перенял от него его богобоязненность и поклонение.

Когда Хасану исполнилось четырнадцать лет и достиг мужской зрелости он переехал вместе со своими родителями в Басру, где и поселился со своей семьей. С тех пор он был связан с Басрой и стал известен среди людей как Хасан аль-Басри.

В то время, когда Хасан переселился в город Басру, она была одной из величайших цитаделей знания в исламском государстве. Ее великолепная мечеть была буквально наводнена великими сподвижниками и славными табиинами.

Научные кружки самого различного характера заполнили двор мечети и ее молитвенный зал. Хасан постоянно пребывал в мечети, посещая кружок Абдуллы ибн Аббаса – величайшего ученого в Умме Мухаммада (САС). Он изучал у него толкование Корана, хадисы и правила чтения Корана. Также он постигал у него и у других — фикх, язык, литературу и многое другое.

Неоценим его огромный вклад в дело исламского воспитания, как своего поколения, так и всех последующих поколений мусульман.

Говорил он очень красиво, словно читал стихи. Хасан аль-Басри много внимания уделял очищению своего сердца. Он с удивлением говорил: “Как ваши сердца могут свободно работать, зная, что ожидает вас в конце. Также он говорил: “Если бы наши сердца могли работать независимо от нас, то они плакали бы сутками».

Знаменитый алим, Хасан аль-Басри обладал не только искусством ведения беседы, но и убеждения своих собеседников. Он мог без боязни зайти в любой дворец и потребовать от руководителей, чтобы они защищали истину. И так он поступал неоднократно.

Например, когда Ираком стал править Хаджадж ибн Юсуф Ас-Сакафи, сразу же обратил на себя внимание тем, что перешел все границы дозволенного, чиня произвол и насилие, ученый Хасан из Басры был одним из тех малочисленных смельчаков, которые выступили против его тирании. Он бесстрашно обличал перед людьми его злодеяния и открыто отстаивал слово истины. Так, известно, что когда Хаджадж построил для себя дворец в Васите (город между Басрой и Куфой в Ираке) он призвал людей прийти поглядеть на него и совершить молитву призывая на него благодать. Хасан аль-Басри не желал упускать такую возможность стечения столь огромной массы людей. Он также отправился к ним, чтобы наставить и увещевать их, удержать от неуемного стремления к украшениям этого мира и побудить их к тем благам, что у Аллаха, Славен Он и Велик. Когда Хасан прибыл на место, то увидел толпы людей, которые обходили высоченный дворец охваченные восхищением, дивившихся просторными залами и поражавшиеся красотой его отделки. Он остановился посреди них и обратился к ним с проповедью. Среди прочего из того, что сказал великий ученый, было и следующее:

- Прежде мы уже взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда–либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона и уничтожил то, что он воздвиг. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лживой лестью! И так он продолжал в том же духе пока один из слушающих его людей не пожалел его опасаясь мести Хаджаджа и сказал ему:

- Довольно! О, Абу Саид, хватит!

На что Хасан ответил ему: - Аллах взял обет с ученых мужей в том, что они будут разъяснять людям истину, и ничего не будут скрывать от них.

На следующий день Хаджадж вошел в Совет, с признаками особенной ярости и обратился к заседающим:

- Смерть вам и погибель! Явился один из рабов басрийских и сказал здесь то, что вздумал сказать, и не нашлось среди вас ни кого, кто бы смог остановить его. Я орошу вас его кровью. О, сообщество трусов!

Затем он приказал принести меч и направил несколько человек за Хасаном аль-Басри. Прошло совсем немного времени, как явился Хасан. Взоры присутствующих обратились к нему и их сердца затрепетали в ожидании ужасного действа. Когда Хасан аль-Басри увидел приготовленный для казни палас и палача его губы что-то прошептали. Затем, он предстал перед тираном спокойно и достойно, как и подобает настоящему верующему мусульманину и стойкому проповеднику.

Когда Хаджадж увидел Хасана в таком состоянии, его охватило сильное волнение. Он сказал ему:

- Сюда, о, Абу Саид! Прошу сюда! Он повторял это, пока не усадил его на свое место и люди взирали на тирана в полной растерянности и удивлении от такого поворота событий. После того, как Хасан уселся Хаджадж начал расспрашивать его о некоторых религиозных проблемах. И тот отвечал ему на каждый вопрос утверждающе твердо, привлекательно ясно и исчерпывающе полно. Затем Хаджадж сказал ему:

- Ты господин ученых о, Абу Саид! После чего он попросил, чтоб ему принесли благовония, умастил ими бороду Хасана и проводил его.

Когда же он вышел от него, к Хасану подошел привратник Хаджаджа и сказал:

- О Абу Саид поистине не для этого позвал тебя Хаджадж. Когда ты подошел и увидел приготовленные меч и коврик для казни, то что-то прошептал в тот момент. Что же ты говорил?!

- Я сказал: «О мой Владыка, я прошу твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима», – ответил Хасан.

Имам Газали сказал, что его речь была больше всех схожа с речью пророков, его нрав, манеры, вся его жизнь – была близка к сподвижникам больше, чем у кого бы то ни было.

Хасан постоянно давал уроки всем желающим, собирая вокруг себя большое число людей. Он принял участие в научной работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими значками.

При халифе Умаре Ибн Абдель Азизе Хасан аль-Басри стал кади (судьей) Басры. Собравшийся вокруг него кружок, состоявший из учеников, был центром интеллектуальной жизни Басры и всего государства. Он был мудрым, богобоязненным, чистосердечным человеком.

Вся жизнь Хасана аль-Басри была посвящена Аллаху и направлена на воспитание людей. Он часто говорил в своих проповедях:

«Спешите, спешите, ведь, поистине, когда дыхание прервется, прекратятся и ваши дела, с помощью которых вы приближаетесь к Аллаху. Да помилует Аллах такого человека, который смотрит на самого себя и плачет из-за большого количества своих грехов!» – после чего он зачитывал аят:

«Поистине, Мы установим для них количество»

(19:84) – и говорил: «Здесь под количеством подразумеваются вздохи, по завершению которых, из тебя выйдет твоя душа, ты расстанешься со своей семьёй и будешь погребен в могилу»

Хасан аль-Басри жил очень скромно, хотя мог себе позволить богатую жизнь. Его средства долго не находились у него, он раздавал их нуждающимся и на другие дела Ислама. Известно, что он все свободное время старался проводить в молитве или чтении Корана, при этом постоянно по его щекам текли слезы…

Аскетизм истинный – это не удаление от людей в пустыни и пещеры. Истинный аскетизм мы можем увидеть на примере этого ученого.

Он отрекся от мирского, но при этом все время был с людьми, чтобы учить их Исламу и приносить пользу вере. Он мог быть богатым, но все раздавал бедным. Он не ходил в лохмотьях, но носил очень простую и опрятную одежду.

Однажды к Хасану подошли рабы и попросили дать в пятницу в мечети проповедь, с призывом освободить всех оставшихся рабов. Ученый согласился сразу же. Но прошел месяц, а он так и не дал такой хутбы (проповеди). Только по окончанию месяца он призвал всех мусульман освободить оставшихся рабов. Уже свободные люди, бывшие невольники, подошли и спросили, почему он так долго медлил, целый месяц. На что Хасан аль-Басри ответил: “У меня не было денег, и я их копил, чтобы купить раба и освободить его, показав пример».

Также известно, что он был скромен и стыдлив, и часто ходил с грустным лицом от боязни пред Аллахом. Таким его описал шейх Ибрахим аль-Ешкари.

Шейх аль-Кама сказал тогда о нем, что зухд(аскетизм) был ниспослан для восьми наследников Пророка (САС) и первый из них был Хасан.

Причину такой скромности и грусти объяснил сам Хасан аль-Басри: “Мы смеемся, но не знаем, а вдруг Аллах ничего не принял из наших дел».

Люди удивлялись такой скромной и богобоязненной жизни этого ученого.

Шейх Матар сказал по этому поводу: «Он был подобен тому, который побывал на Судном Дне и, возвратившись оттуда, рассказывал об увиденном».

Шейх ибн Хаушаб говорил: «Боялись Аллаха так сильно, будто ад создан только для них, Умар ибн Абд аль-Азиз и Хасан аль-Басри».

Сам Хасан один раз сказал так: «Я видел 70 сподвижников участников битвы при Бадре, если бы вы их знали, то считали бы сумасшедшими. А если бы они знали вас, то считали бы, что вы никакого отношения к Исламу не имеете».

Насколько это поколение было богобоязненным, и как же эту богобоязненность унаследовало сердце Хасана!

Хасан аль-Басри покинул этот мир в ночь на пятницу в начале месяца раджаб 110/728 г. в возрасте 89 лет. На его похороны после джума-намаза пришли все жители Басры. В этот день в соборной мечети Басры не совершили послеобеденной молитвы, и это было единственный раз за всю историю этой мечети, так как все жители вышли провожать Хасана в последний путь, и город опустел. Да одарит Всевышний высшей степенью рая Хасана аль-Басри!

Материал подготовил Расул РАХАЕВ


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"