الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 

АКТУАЛЬНО


Шариату нашлось место в немецких судах

Отдельные нормы шариата уже много лет используют в судах Германии, когда разбирают гражданские дела истцов - уроженцев мусульманских стран. Главное, чтобы шариат не противоречил законам ФРГ.

В России продолжается дискуссия о возможности введения шариатских судов. Может показаться удивительным, но в светской Германии слово «шариат» не так уж и чуждо для местных юристов. Если в немецкий суд обратится мусульманин или мусульманка, то, в зависимости от особенностей дела, для принятия решения по нему могут быть использованы отдельные принципы исламского права. Речь идет, прежде всего, о разбирательствах, связанных с наследованием имущества и разводами.

С учетом законов страны происхождения

Рамки применения законов шариата в Германии очень узкие и не идут ни в какое сравнение со странами, где шариат является основой правовой системы, как, например, в Иране, поясняет профессор права из университета Эрлангена Матиас Роэ (Mathias Rohe). По его словам, в Германии суды рассматривают все виды правонарушений исключительно в соответствии с немецкими законами.

Но если речь идет о таких сферах гражданского права, как бракоразводные процессы и наследование имущества, то здесь, замечает профессор Роэ, применяется так называемое международное гражданское право. В отношении выходцев из Ирана суд в Германии учитывает иранское законодательство, а в отношении выходцев из Египта - египетское. «Именно в этих случаях и применяют принципы шариата», - говорит правовед Роэ, подчеркнув, что данные принципы не должны противоречить законодательству ФРГ.

Пособие для второй жены

Юрист из Франкфурта-на-Майне Свенья Герхард (Svenja Gerhard) знает десятки случаев, когда немецкие суды учитывали определенные нормы шариата. Характерный с ее точки зрения пример - судья в Германии признала брак пары из Туниса, скрепленный на родине лишь рукопожатием двух посредников. Другой случай, когда суд в Касселе в 2000 году, сославшись на исламское право, отклонил жалобу марокканки, которая отказывалась делить вдовье пособие со второй женой своего мужа, и поделил его поровну между вдовами.

Большое внимание прессы в 2011 году привлек случай в Мюнхене, когда уроженка Ирана, имеющая немецкий паспорт, после смерти мужа - иранского гражданина - унаследовала по решению суда только четверть его имущества. Остальные три четверти отошли родственникам мужа, живущим в Иране. Немецкий суд, по словам Свеньи Герхард, здесь взял за основу право другого государства, в данном случае иранское.

«Теневая юстиция»

Однако резкую критику у политиков и экспертов в Германии вызывают совсем не эти случаи, а ситуации, когда мигранты-мусульмане при возникновении имущественных и прочих споров игнорируют официальные судебные инстанции и ищут помощи у самопровозглашенных исламских третейских судей.

Телевизионный журналист и юрист Йоахим Вагнер (Joachim Wagner), автор книги «Судьи без закона», утверждает, что такие посредники особенно активно действуют в Берлине, Эссене и Бремене. В этих городах живет большая часть переселившихся в Германию курдов из Ливана, которые сохранили свои клановые структуры и предпочитают решать все конфликты в своем кругу. Для этого приглашается третье лицо, которое помогает в решении имущественных и других тяжб на основе законов шариата.

«Больше всего меня беспокоит то, что в некоторых районах Берлина или Эссена часть мигрантов не признает нашу правовую систему», - сказал Вагнер. Многие эксперты при этом подчеркивают, что внесудебная юстиция вообще не является чисто исламским феноменом, а скорее должна рассматриваться как характерная черта клановых структур Ближнего Востока или Кавказа.

Как быть?

Сейчас в Германии обсуждают разные предложения. С одной стороны, как предотвратить появление теневой юстиции, а с другой - как способствовать интеграции мигрантов-мусульман. Эксперт по вопросам интеграции из фракции ХДС/ХСС Михаэль Фризер (Michael Frieser) предложил проводить сертификацию мусульманских посредников. «Тогда в установленных законом рамках они смогут осуществлять свою деятельность. Не следует все огульно критиковать, но нужны четкие правила», - сказал Фризер во время обсуждения этой темы в ходе конгресса, организованного его фракцией 23 апреля 2012 года.

Привлекать представителей исламской общины к внесудебным разбирательствам ранее предложил министр юстиции земли Рейнланд-Пфальц Йохен Хартлоф (Jochen Hartloff), за что, впрочем, был подвергнут в Германии массивной критике. Между тем в министерстве юстиции ФРГ уже в этом году учредят должность сотрудника, который займется вопросами исламского права.

Источник nm2000.kz


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"