الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

АКТУАЛЬНО


«Сын за отца не отвечает…». Проблема алиментов в Исламе

Развод – самое ненавистное Аллаху из всего дозволенного Им. Это последний шаг, к которому можно прибегнуть только в том случае, если все попытки помирить супругов закончились безуспешно.

Как правило, развод родителей не обходит стороной и детей. Когда вся семья охвачена безумием раздора, дети, к сожалению, не остаются в стороне. Они вынуждены делать выбор в пользу одного из родителей.

В чем причина того, что после разводов зачастую мужчины забывают про своих детей и не поддерживают их материально? Почему это стало одной из основных проблем в России? И кто должен содержать детей по Исламу? Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Дети после развода родителей

Развод порицается в Исламе, так как из-за него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, в тех случаях, когда он неизбежен и брак причиняет страдания одному из супругов, Аллах проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Малолетние дети обычно после развода остаются с матерью. При назначении опеки в первую очередь руководствуются интересами детей. Причем дети остаются под опекой матери в том случае, если она сможет дать им надлежащее воспитание.

Однажды, разведенная женщина пришла к Пророку Мухаммаду (САС) и пожаловалась: “Мой ребенок – это выношенное и выстраданное мною [дитя]. Однако отец ребенка хочет забрать его у меня”.

Пророк (САС) сказал: “До тех пор, пока не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на воспитание ребенка».

Данный хадис указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. Главное – польза для ребенка в его развитии и воспитании.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец – верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.

Известный ученый ибн Таймия передает следующую поучительную историю: “Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: “Спросите у ребенка причину такого выбора”.

Судья спросил, на что ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”. Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери”.

Интересы детей играют ключевую роль. То есть, они должны жить с тем из родителей, который сможет лучше позаботиться о них и воспитать их в духе Ислама.

Алименты в Исламе. Теория и практика

По Исламу детей должен обеспечивать отец, даже если супруги в разводе. Тому, что мусульманин должен расходовать из своих средств, есть доказательство в Коране: «…Которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (2:3). Причем, отец должен обеспечить не только полное содержание детям, но и выплатить компенсацию матери.

«Если же отец не платит, то женщина обращается к кадию (судье) и его принуждает к выплате алиментов шариатский суд. В условиях немусульманского государства, каковым является России, приходится действовать по законам российским»,- считает Мухаммад-Басыр, заведующий кафедрой религиоведения Московского исламского университета.

Как выяснилось, в Исламе определенной фиксированной суммы алиментов нет. Это зависит в среднем от возможностей отца и потребностей детей. Однако это должна быть достойная помощь. То есть, она должна отвечать хотя бы прожиточному минимуму.

А если отец из тех, у кого широкие возможности, то, соответственно, к нему запрос будет уже совсем иным. Причем отец должен обеспечивать своих детей даже в том случае, если он не работает и вынужден брать в долг. То есть с отца никто не снимает обязанность обеспечения своего ребенка ни при каких обстоятельствах…

Однако это все в теории. А на практике зачастую все выглядит иначе.

История Хадиджы

Хадиджа приняла Ислам 5 лет назад. Русская девушка до Ислама была замужем за христианином. Муж не обеспечивал семью. Постоянно был в запоях. И оттого она вынуждена была решиться на развод. На ее плечи легло обеспечение двух малолетних детей.

Было очень нелегко. «Порой даже охватывало отчаяние»,- вспоминает девушка. Однажды, когда она возвращалась из магазина с тяжелой сумкой, наполненной продуктами, девушка встретила на улице двух мусульманок в хиджабах. Они выглядели такими счастливыми. Их лица излучали какой-то особый свет.

Хадиджа не удержалась и подошла к ним. Мусульманки очень радушно отреагировали на приятную незнакомку. Охотно отвечали на все ее вопросы. И впервые за последние годы Хадиджа почувствовала на душе какую-то легкость.

Заметив оживленный интерес Хадиджы к Исламу, они подарили ей несколько книг по основам Ислама. Все свободное время теперь она посвящала чтению и самостоятельно изучала арабский язык. Пока, наконец, не поняла, что всю свою жизнь она шла к Исламу…

Через несколько лет после развода с мужем Хадижа снова решилась на брак. На этот раз она выходит второй женой за мусульманина-араба из Судана. Счастью ее не было предела. С новым браком Хадиджа связывает столько надежд. Ее новый спутник жизни –владелец небольшой фирмы, производящей восточные сладости – обещал ей сладкую жизнь…

Однако вскоре после свадьбы он забыл про все свои обещания и что он уже имеет одну семью. Муж ее бросил на произвол судьбы беременную женщину. Разыскивая пропавшего мужа, Хадиджа выяснила, что он вовсе не владелец фирмы, а раскуриватель кальяна. И что он сам себя обеспечить не может, не то, что две семьи.

Хадижа не знала, как ей дальше жить. Ведь помимо острой материальной помощи, она сейчас нуждалась и в моральной поддержке. Она долго не могла понять, как это мусульманин мог с ней так поступить. Все повторяла про себя: «Так нельзя ведь поступать по Исламу, нельзя!»

С тех пор прошло уже четыре года. Сейчас третий ребенок Хадиджы Ахмад уже ходит в детский сад. Старшие дети София и Альберт в школе. Казалось, жизнь начинает потихоньку налаживаться. Однако семья постоянно испытывает материальный недостаток.

Денег не хватает не то, что на одежду, даже на продукты питания. И не удивительно! Хадиджа, специалист с высшим образованием, вынуждена сидеть дома, так как малыш часто болеет. Не прошли бесследно тяжелые стрессы и переживания во время беременности. А отец Ахмада не обеспечивает своего сына.

Как нужно поступать ей по Исламу, Хадиджа не знает. Ведь шариатского суда в России нет. А по законам российской федерации у нее, как у бывшей второй жены, никаких прав!

Прокомментировать эту ситуацию мы попросили выпускника университета аль-Азхар Раджаба Нурмагомедова.

По его мнению, если человек не боится Аллаха, то насильно заставить его обеспечивать своего же ребенка невозможно! И в такой ситуации остается только уповать на милость Аллаха и на то, что Всевышний сделает окружающих мусульман причиной ниспослания помощи нуждающимся детям и семьям.

Вот только бы сами мусульмане были бы чуточку внимательнее к проблемам нуждающихся сестер…

Источник islamonline


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"