الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

АКТУАЛЬНО


Фетва Ю. Карадави о насилии на Северном Кавказе

Фетва президента Всемирного союза ученых Ислама, доктора шариатских наук шейха Юсуфа Карадави от 18.09.2010 г.

Шейх Юсуф Кардави обратился со следующим посланием:

Слава Аллаху, мир и молитва посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто следовал по его пути.

Меня посетила делегация в составе: председателя Совета улемов Чечни Ходжи Ахмеда Кадырова, шейха Мухаммеда Юсуфа Мухаммеда Содика – одного из самых выдающихся мусульманских ученых, и представителя Духовного управления мусульман Чечни в странах Персидского залива Турко Даудова.

Они попросили меня обратиться к чеченцам, вставшим ради достижения своих целей на путь насилия и кровопролития, проигнорировав предписания фикха о необходимости очень тщательно все взвесить, определить все приоритеты и цели, прежде чем прибегать к таким мерам. Ислам запрещает предпринимать какие-либо действия, чтобы остановить существующее зло, если это приведет к еще большему злу. Ислам не позволяет осуществлять какое-либо действие с целью устранения существующего ущерба путем причинения такого же ущерба, не говоря уже о большем ущербе. Ведь именно это происходит, когда жертвами подобных действий становятся мирные жители.

Поэтому ученые, мыслители, а также пользующиеся авторитетом общественные деятели должны выступить против тех, кто встал на путь насилия, и убеждать их «тем, что является лучше», как повелел Всевышний. Они должны убеждать таких людей, их руководителей, наиболее понимающих из их числа, с мудростью, используя логику, обосновывая свою точку зрения. Они должны убеждать их, используя неоспоримые аргументы, следуя примеру предводителя мусульман Абдаллы Бен Аббаса в диалоге с хариджитами, в результате которого большинство из них изменили свою позицию, убедившись в правоте и неоспоримости его доводов.

Сегодня мы должны вести с ними диалог по двум вопросам – обвинения в неверии («такфир») и насилия.

Первый вопрос – обвинение в неверии

Это серьезная проблема, уходящая своими корнями в эпоху хариджитов. Возможно, именно она стала первой «идеологической» проблемой мусульман. Ее интеллектуальные и практические (а также военно-политические) последствия проявлялись в жизни нескольких поколений. Впоследствии исламская мысль «освободилась» от этой проблемы, заняв позицию, которой придерживаются последователи Сунны Пророка (ахли сунна ва ль-джамаат).

Давайте проанализируем причины, вызывающие оголтелые обвинения в неверии. Такой анализ необходим нам для того, чтобы убедительно и на научной основе показать несостоятельность подобных обвинений.

Исследуя это явление, стоит выделить среди основных порождающих его причин скудный запас знаний о мусульманском праве (фикхе) среди максималистски настроенной молодежи, отсутствие у нее глубоких познаний в области мусульманских наук вследствие поверхностного ознакомления с частью мусульманской литературы, избирательность в принятии айятов Корана, хадисов Пророка Мухаммада (САС), стирание разницы между священными текстами с четко изложенным смыслом и иносказательными айатами и хадисами. Также получило распространение поверхностное восприятие некоторых священных текстов без учета основных предназначений, целей и намерений (макасид), отраженных в Шариате. Помимо этого, те, кто брался за издание фетв по столь серьезным и важным вопросам, не имели необходимой подготовки.

Одной только преданности и искренности здесь явно недостаточно, если они не подкреплены глубоким знанием Шариата - закона, ниспосланного Всевышним. Иначе можно оказаться в положении хариджитов, которые, несмотря на их стремление придерживаться веры и благочестия, называли, по выражению имама Ахмада, десятиличными.

Опасность обвинений в неверии

Необходимо отметить, что обвинение человека в неверии – дело чрезвычайно опасное. Ведь последствия этого могут быть очень серьезными: разлука с женой, лишение права на опеку над собственными детьми, на помощь и дружественное отношение мусульман, на обмывание и завертывание тела такого человека в саван, на совершение молитвы и другие мусульманские обряды, совершаемые после его кончины. И даже лишение права быть похороненным на мусульманском кладбище.

Человек принимает Ислам, свидетельствуя, что нет божества, кроме Аллаха. Он принимает эту веру по убеждению, и перестает быть мусульманином по убеждению или решению кадия (судьи). Нам предписано судить о делах по их внешнему проявлению, а о сокровенных помыслах ведает один Аллах.

Большие грехи умаляют веру, но не разрушают ее полностью. Единственным грехом, который не прощается, является многобожие. Прощение же других грехов – больших или малых – зависит от воли Всевышнего. Если Аллаху будет угодно, он простит человеку его грехи, если нет – накажет за них. На языке Корана и сунны под неверием подразумевается именно то величайшее неверие, которое «удаляет» человека из его религиозной общины в мирской жизни и обрекает на вечное горение в огне ада после смерти.

Если речь идет о незначительном неверии, то человека ждет Страшный суд, но он не обречен на вечное горение в огне и на «удаление» из религиозной общины. Это уклоняющийся от исполнения заповедей Всевышнего и неповинующийся. Столь же «дифференцировано» следует относиться к язычникам, лицемерам, ослушивающимся Всевышнего и несправедливо притесняющим. Ведь все эти люди занимают разное положение в зависимости от их повиновения повелениям Аллаха и воздержания от совершения запретного. Отсюда и различные оценки степени их веры и близости к Всемогущему и Великому Аллаху.

Неповинующиеся не перестают быть мусульманами,хотя и совершают прегрешения, поступая при этом несправедливо по отношению к самим себе. Всевышний сказал:

«Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость

(сура «Творец», аят 32).

Поэтому каждому разумному человеку должно быть понятно, насколько большую и опасную ошибку совершают те, кто доходит до крайности, обвиняя в неверии людей и общество в целом, не принимая все, что противоречит их взглядам даже в трудах по Шариату и содержащихся в этих трудах аргументах, прикрываясь при этом так называемым «произвольным толкованием», строя свои умозаключения на основании того, что не является доказательством. Кроме того, эти люди склонны обвинять всех придерживающихся иного мнения мусульманских ученых и имамов как прошлого, так и современности. Они считают именно себя достигшими уровня, позволяющего осуществлять духовное руководство, уверены, что обладают абсолютным правом толковать религию, правом выступать против всей мусульманской уммы и ее общепринятых норм. Все это является результатом губительного тщеславия, отвратительного высокомерия и пагубных крайностей. А проистекают такие черты от невежества и незнания Аллаха, людей и самих себя.

Вместе с тем надо остерегаться того, чтобы самим не оказаться в подобной ситуации. Ведь мы обвиняем этих дошедших до крайности братьев в неверии точно так же, как они обвиняют в этом других людей. Мне точно известно, что среди них есть искренние и преданные молодые люди, которые любят Аллаха, стремятся заслужить достойное положение в вечной жизни и желают торжества Ислама. Однако они не защищены подлинной мусульманской культурой и исламским богословием (фикхом). Поэтому подобные неправильные идеи проникли в их «пустые сердца» и прочно там укоренились. Я знаю, что многим из таких молодых людей открылась истина, и они вернулись к ней, как, например, члены групп «Джихад» и «Исламский джамаат» в Египте, группы «Бойцы исламского джамаата» в Ливии и лидеры многих движений в разных странах мира, взявшие на вооружение метод насилия. Они образумились после того, как им открылась истина, отказались от насилия и вернулись в лоно мусульманской уммы.

Смелость подобного шага достойна наивысшего одобрения, ведь возвращение к истине лучше, чем следование лжи. Мы призываем наших братьев – чеченцев – к такому же переосмыслению своих взглядов. Мы призываем их оставить оружие и участвовать в строительстве новой жизни на их Родине, в достижении прогресса и процветания своего народа, и молим Аллаха простить их прежние прегрешения и исправить их помыслы.

Второй вопрос – насилие

Говоря о законности насилия в том виде, в котором его применяют и каким его видят люди, надо отметить, что оно (насилие) не имеет под собой никакого основания ни в Шариате, ни в трудах, ни в контексте упоминания о целях и намерениях (макасид).

Но даже если предположить правомочность применения насилия, можно ли сказать, что с его помощью когда-либо удавалось изменить разложившееся и безнравственное общество, установить справедливую власть или осуществить хотя бы одну из главных поставленных целей?

Такие объединения, как «Джихад» и «Исламский джамаат» в Египте, «Бойцы Исламского джамаата» в Ливии, лидеры многих существующих в мире организаций, использующих насилие, а также группировки «Такфир», «Исламский джамаат», «Салафиты-джихадисты», и наконец «Аль-Каида», объявили войну существующим правительствам и избрали своим методом вооруженную борьбу, решив не ограничиваться заявлениями, воззваниями, воспитательными мерами и наставлениями. Они отвергли путь мирных действий, таких как активность в высших учебных заведениях, профсоюзах и мечетях, политическая борьба путем участия в выборах, парламентские методы изменения законодательства, противоречащего исламу, попирающего свободы и интересы народа.

Поскольку военный потенциал, которым обладали подобные группировки, естественно, значительно уступал потенциалу власти, они выбрали путь посильной вооруженной борьбы: убийства и уничтожение объектов государственной инфраструктуры. Именно такие действия в большинстве случаев приводили к убийству невинных мирных жителей, в том числе детей, женщин и стариков. При этом те, кого планировалось убить, зачастую оставались целыми и невредимыми.

Известно, что убийство тех, кто не участвует в войне между мусульманами и немусульманами, запрещено. Что уж тогда говорить об убийстве мусульман! В одном из хадисов сказано:

«Даже исчезновение всего мира легче для Аллаха, чем убийство мусульманина не по праву».

Что же касается уничтожения объектов государственной инфраструктуры, то подобные действия являются на самом деле уничтожением народной собственности.

Эти группировки прибегают также к такому методу, как убийство туристов - людей, которые по нормам ислама должны находиться под покровительством и защитой мусульман. Ведь вместе с въездной визой в ту или иную страну они получают гарантии безопасности со стороны властей данной страны, и эту безопасность необходимо им гарантировать. Они должны быть защищены от любых посягательств на их жизнь и имущество. Если же соответствующие гарантии туристам предоставляет мусульманин, уместно напомнить следующий хадис:

«Защиту мусульман обеспечивают ближайшие к ним люди».

Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал:

«Защита мусульман обязательна. Посягающий на мусульманина проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми».

Пророк (САС) также сказал Умм Хани, которая защитила свою поклажу от язычников:

«Мы уже защитили то, что защищала ты, Умм Хани».

Вопросы безопасности я уже подробно разъяснял в моем объемном исследовании «Мусульманское право и джихад». Аналитики и обозреватели, рассматривающие тему насилия и вооруженной борьбы, отмечают, что подобные действия не приводят к достижению поставленных целей. Они не ведут к свержению правительств, или хотя бы к ослаблению их деятельности. Максимум, чего иногда удается добиться тем, кто прибегает к насилию – это убийство президента, премьер-министра, министра или главы службы безопасности страны. Однако это вовсе не решает проблему. Зачастую вместо погибшего к власти приходит еще более жестокий по отношению к исламистам деятель.

Как сказал один поэт: «О Господь, я плакал от этого дня, но когда пришел другой, я плакал от утраты первого дня». Или как сказал другой поэт: «Я просил Господа, чтобы амир умер, но когда пришел другой, я стал оплакивать амира».

Да ниспошлет нам удачу Всевышний

Ведь Он ведет нас по правильному пути.

Президент Международного союза мусульманских ученых д-р Юсуф Карадави

Источник islamnews


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"