الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 


АКТУАЛЬНО


Сталин массово уничтожал на Кавказе наследников Салахуддина Аюби. Казни, ссылки и террор

















Русская православная церковь неожиданно поддержала решение парламента Ингушетии о запрете на увековечение памяти Иосифа Сталина. Это говорит о том, насколько преступления сталинского режима потрясли страну.

Ранее мы писали, что запрет на увековечение памяти Иосифа Сталина в Ингушетии был принят Народным собрание Ингушетии 22 февраля, в преддверии 73-летия со дня депортации ингушского народа.

«Это решение вполне закономерно, потому что чеченцы и ингуши пострадали от сталинского режима и от тех действий, которые в военное время имели место. Почти полмиллиона людей были депортированы. Но это были не единственные депортации.

Такого рода депортациям подверглись и многие другие национальные меньшинства тогдашнего Советского Союза», – отметил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».

«Увековечение памяти палачей не должно иметь место». Я думаю, рано или поздно у нас у всех будет единая оценка этих событий и этих личностей», – считает иерарх. Поддержка Церковью ингушских властей говорит о том, что жители России помнят о кровавом терроре, который по приказу Сталина был развернут в отношении верующих.

Какой же ущерб был нанесен мусульманской духовной элите Северного Кавказа в годы сталинизма, и что Кавказа потерял в результате этой политики, мы узнали у историков Хаджимурада Доного и Эдильбека Хасмагомадова, а также у политолога и востоковеда Руслана Курбанова.

От сталинской борьбы с религией пострадали не только православные священники, но и мусульманское духовенство на Северном Кавказе. Насколько жестокой была политика Сталина в борьбе против мусульманских имамов, мечетей и общин верующих в первые десятилетия советской власти?

Хаджимурад Доного:

В Дагестане в первые годы провозглашала свободу в исполнении религиозных обязанностей. Был создан журнал на арабском языке, зарегистрирована община для оказания помощи мусульманам. Но потихоньку к 30-м советская система начала закручивать гайки. Появилась организация воинствующих безбожников, направленная на борьбу с религией.

Новая власть в начале приветствовала мусульман, но это долго продолжаться не могло, потому что у власти были свои цели и задачи. Первоначальный ход был, конечно, стратегически выверен. В дальнейшем только в конце 80-х начал происходить ренессанс религии.

Эдильбек Хасмагомадов:

Советская власть боролась с любой религией. Статистику по количество пострадавших священнослужителей не могу назвать. Практически все мечети были закрыты, а священнослужителей отправили по лагерям. В отличие от православной церкви, у нас в то время не существовало органа управления, как муфтият. Каждая мечеть избирала муллу, вопрос решался на уровне сельского самоуправления.

Их обвиняли в антисоветской деятельности, как минимум это грозило высылкой. Были расстрелы, например, шейх Али Митаев. В каждом конкретном случае все зависело от того, какую опасность представляет какой-либо орган или человек. Если опасность большая, то грозило и смертной казнью.

Руслан Курбанов:

После своей победы большевики некоторое время проводили на Кавказе особо осторожную и гибкую политику. Делалось все для того, чтобы убедить горские народы встать на сторону новой власти. Основным козырем большевиков, конечно же, было предоставление им широкой автономии и возвращение горцам отнятых царской властью земель.

На протяжении нескольких лет дагестанские большевики отождествляли Коран с программами ВКП(б) и сравнивали Ислам с социализмом. Вместе с этим, со второй половины 20-х гг. начался резкий поворот большевиков к антирелигиозной политике. Наиболее ожесточенный характер борьба с религией приобрела в районах Южного Дагестана, поскольку среди них позиции Ислама были наиболее крепки.

Именно по той причине, что в лезгинских и лакских землях Ислам пустил глубокие корни еще с первых веков распространения на Кавказе, местные шейхи также сопротивлялись новой власти наиболее ожесточенно.

Первые факты публичного сожжения экземпляров Корана и рукописных арабских книг были зафиксированы именно в Дербентском районе в начале 1930 г. Именно в Южном Дагестане сталинскими властями начала применяться практика разрушения мечетей. В ответ на это местные шейхи возглавили вооруженные протестные выступления.

Южный Дагестан полыхал антибольшевистскими восстаниями вплоть до середины 30-х годов. Тотальный террор в лезгинских и лакских селах привел к тому, что духовная элита мусульман была уничтожена в этих районах, на протяжении тысячи лет бывших оплотом ислама на Кавказе.

Есть информация, что архивы КГБ и ФСБ по репрессиям в отношении элиты мусульманского духовенства в республиках Северного Кавказа до сих пор засекречены. Какие именно факты и преступления они скрывают? И чего боятся власти в случае их открытия широкой аудитории?

Хаджимурад Доного:

Я не могу знать, что хранится в архивах КГБ и ФСБ. В разные времена я делал запросы на определенных личностей. В архивах хранятся архивы на политических, религиозных деятелей, просто на граждан, в отношении которых были приняты репрессивные меры. Была охота на религиозных лидеров, многие из них были репрессированы.

Смотрел дело Мухаммад-кади Дибирова. Мне давали доступ, но не все страницы в делах разрешено было смотреть. Власти не желают обнародования некоторых фактов по определенным причинам. В делах фигурируют имена доносчиков. Во избежание мести потомкам доносчиков со стороны потомков репрессированных религиозных лидеров.

Эдильбек Хасмагомадов:

Спецслужбы вообще не любят раскрывать свои архивы. Думаю, их волнует то, что публикация сведений может негативно сказаться на общественно-политической ситуации. Был большой террор 1937-38 гг, по нему далеко не все архивы открыты.

Мне трудно сказать, какова их мотивация. Это может быть связано с тем, чтобы лишний раз не теребить раны. Тема достаточно болезненная, учитывая ситуацию, сложившуюся на Северном Кавказе. Или в свете так называемой радикализации мусульман, они, как мне кажется, перестраховываются.

Руслан Курбанов:

После того, как Дагестан охватили восстания мусульман 30-х годов против большевиков, на подавление этих выступлений власти бросили значительные отряды ОГПУ, войсковые подразделения. После жестоких репрессий все руководители стихийного газавата были или убиты или арестованы, а последние очаги сопротивления были жестоко подавлены и ликвидированы.

Все центры исламского образования и науки были выжжены дотла. После подавления этих восстаний их лидеры – имамы, проповедники и ученые – были расстреляны. А поддерживавшие их жители из простых верующих массово были высланы в Сибирь. И это было еще до депортации целых народов в середине 40-х годов. Оттого архивы КГБ и ФСБ до сих пор закрыты.

Насколько высоким был уровень интеллектуального развития мусульманской элиты Кавказа до присоединения к Российской Империи? Какое место она занимала в интеллектуальной элите мировой исламской уммы? Дал ли Северный Кавказ имена мусульманских ученых мирового уровня?

Хаджимурад Доного:

Было достаточно много известных людей, востребованных ученых, обладателей огромных библиотек, знаний в разных сферах. Была политика искоренения арабского языка из Дагестана. Власти понимали, что пока есть арабский язык в Дагестане, покорение не будет полным.

Генералу Услару, одаренному человеку было поручено создание азбук языков народов Дагестана. Постепенно произошло вытеснение кириллической азбукой арабской азбуки. Тем не менее, арабская азбука существовала еще в первые годы советской власти.

Известный историк Покровский говоря об уровне образованности Дагестана, отмечал, что вот эта груда скал является самым образованным местом в России.

Эдильбек Хасмагомадов:

На Кавказе мусульманская элита сложилась еще в средневековье. При этом на некоторых территориях имело распространение и христианство, и иудаизм. Уровень ученых был достаточно высоким и в Чечне. Наиболее яркие представители просветительского направления среди чеченцев – шейх Сугаип-мулла Гайсумов и шейх Дени Арсанов.

Руслан Курбанов:

История досоветского Дагестана, особенно его интеллектуального и научного развития, планомерно уничтожалась. Сначала уничтожались письменные памятники, сжигались рукописи, книги, а затем внушалось, что у горцев Дагестана до присоединения к России отсутствовала письменность, следовательно, и самобытная интеллектуальная жизнь.

К счастью, удалось уничтожить не все. Несмотря на гонения и репрессии, кое-что все же удалось сохранить. За последние три десятилетия дагестанские исследователи сумели изыскать и собрать значительный фонд рукописей и книг на арабском, тюркском, персидском, русском языках, книг и трактатов на языках народов Дагестана, огромное количество документов и иных материалов.

Уже в 10-11 веках в Дагестане появилась целая плеяда ученых мирового уровня, таких Юсуф аль-Лакзи, Маммус аль-Лакзи, Абу Бакр ад-Дарбанди, которые работали в багдадском университете ан-Низамийя вместе с величайшим ученым того времени Абу Хамидом аль-Газали.

В средневековом Дагестане широко были известны имена и труды выдающихся мыслителей и ученых Ирана, Сирии, Египта, Ирака, Турции, Йемена, Средней Азии, Закавказья. Дербент, Ахты, Кумух, Рутул, Цахур, Хунзах, Согратль и другие аулы стали центрами науки, где изучалась математика, логика, астрономия, медицина и химия.

Более того, в материалах известного мусульманского просветителя начала 20 века Али Каяева упоминается о том, что Маймур сын Умара ад-Дарбанди из Дербента был одним из воспитателей легендарного полководца Салахудина Аюби – победителя крестоносцев. И все это наследие мусульманского Кавказа было уничтожено в годы сталинских репрессий.

Даниял Исаев

Источник onkavkaz.com


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"