الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 


АКТУАЛЬНО


Как мусульмане поздравляют с Новым годом



















Юсуф аль-Кардави и Мухаммад Ибн Салех аль-Усаймин

По мере приближения новогодних праздников мусульмане все больше погружаются в обсуждение актуальнейшего вопроса: можно ли поздравлять людей иных вероисповеданий с их торжествами? Дискуссии идут такие, что порой кажется, что от исхода их спора зависит будущее всего исламского мира.

Противниками поздравления представителей других религий с религиозными праздниками выступают в основном мусульманские богословы, проживающие в моноконфесиональных странах, где практически нет граждан других вероисповеданий. В качестве главного аргумента они приводят высказывания известных средневековых ученых – шейха Ибн Таймии и шейха Ибн аль-Кайима.

Так, авторитетный саудовский ученый Мухаммад Ибн Салех аль-Усаймин заявил, что поздравление иноверцев с Рождеством и другими религиозными праздниками является запретным (харам). В подтверждение своих слов он сослался на средневекового ученого Ибн аль-Кайима, который писал: «Поздравление, символизирующее отступление от исламской веры (куфр), является запретным (харам), например употребление фразы «благословлено твое деяние». Из слов ибн аль-Кайима не следует запрет на обычное поздравление, лишенное догматического смысла. Однако Усаймин делает обобщение, распространяя запрет на любое поздравление иноверцев. Далее саудовский ученый ссылается на высказывание Ибн Таймии о запрете религиозного подражания и проявления радости по поводу совершаемых праздничных ритуалов иноверцев. Но это уже другой вопрос, по которому среди мусульманских ученых не существует принципиальных расхождений.

Кроме того, нельзя оставлять без внимания исторический контекст каждой фетвы. Например, Ибн Таймия жил во время нашествия монголов, разрушивших Багдадский халифат, и распространения языческих традиций в мусульманской среде. Поэтому его суждения содержали элемент мобилизации и противостояния чужеродному влиянию на умму. Сегодня в силу динамичной демографии большая часть уммы проживает бок о бок с представителями других религий и культур, имея равные права и обязанности. В этих условиях на смену положениям, преимущественно мобилизационного и изоляционного характера, приходят нормы, ориентированные на общежитие и интеграцию.

Председатель Международного союза мусульманских ученых шейх Юсуф аль-Кардави, к примеру, считает, что поздравление людей Писания (христиан и иудеев) с их праздниками относится к добродетели. В качестве аргумента он приводит аят из Корана:

«Не запрещает вам Аллах являть добродетель и справедливость к тем, кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших, ведь любит Он справедливых. Запрещает Аллах вам дружить с теми, кто сражается с вами из-за религии, изгоняет вас из жилищ ваших и способствует выселению вашему. А те, кто заводит дружбу с такими людьми, те – грешники» (60:8-9).

Как отмечает ученый, в данном отрывке Священного Писания содержится побуждение не только проявлять честность и справедливость в отношении немусульман («кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших», т.е. не враждует с мусульманами), но и быть к ним добродетельным и благодетельным. Слово «добродетель» (бирр) в арабском языке имеет широкий смысл. В мусульманской традиции добродетель напрямую связана с отношением к своим родителям (т.е. она является долгом мусульман по отношению к ним).

Кроме того, говорит Кардави, ислам разрешает пищу людей Писания, включая забитое ими животное, а также заключение брака с их женщинами, что уже предполагает жизнь в любви и согласии:

«Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание» (Коран, 5:5).

«Что зазорного в том, что мусульманин поздравит соседа или жену-христианку с их праздником в качестве знака внимания и уважения. Мусульмане должны следовать сунне пророка Мухаммада, помня о том, что он являл собой примеры добрососедства к иноверцам , что повлияло в дальнейшем на их мировоззрение», – отмечает шейх.

Источник islamnews.ru


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"