الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 


АКТУАЛЬНО


Снимай хиджаб, учиться будем












Острая дискуссия возникла из-за попытки абитуриентки записаться на подготовительные курсы МГИМО в хиджабе. Руководство вуза не разрешило ей этого сделать, мотивировав свое решение тем, что это светское учебное заведение. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», уверены: запретами привить светские нормы в обществе не удастся.

Скандалом закончилась попытка девушки пройти через проходную МГИМО, чтоб записаться на подготовительные курсы для поступления в этот вуз. Охранник учебного заведения не пустил ее в университет, пояснив, что в религиозном головном уборе в МГИМО проходить нельзя. Об этом в социальной сети Facebook написала сестра абитуриентки. «Моя сестренка — медалистка с красным дипломом — подала документы на поступление в МГИМО, пришла на курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Ее не пустили охранники, сказав, что есть распоряжение, что нельзя пройти в здание вуза в хиджабе, тем более — учиться», — говорится в ее посте.

Чуть позже она дополнила это сообщение другой записью, в которой призвала мусульманское сообщество не оставаться равнодушным к этой ситуации. «Я заканчивала свой вуз в хиджабе, и мы даже молились джамаатом (мусульманским сообществом. — «Газета.Ru») на пролете лестницы, другие студенты очень уважительно относились к этому. Я даже не предполагала, какой беспредел творится сейчас. А, судя по комментариям, ситуация критическая.

Что нам говорят, фактически не стесняясь? Не нужны нам образованные мусульманки.

Вот и все. Хочешь учиться — снимай хиджаб. И ведь многие девочки сняли, а закончив, уже не смогли покрыться вновь. Я в хиджабе, это мой выбор, я не мешаю никому своим платком, я не принуждаю никого одеваться так же. Но я не могу молча наблюдать за тем, как откровенно издеваются над нашей обязанностью — покрывать свое тело. Кстати, мы говорили с заместителем проректора. Он сказал, что в МГИМО нельзя носить одежду, подчеркивающую религиозную принадлежность», — написала сестра абитуриентки.

После того как об инциденте написал ряд российских СМИ, его прокомментировали в Министерстве образования и науки Российской Федерации. «Любое ограничение доступа в организации высшего образования по указанным причинам недопустимо. Требования к внешнему виду студентов должны быть установлены правилами внутреннего распорядка вуза, а администрация вуза должна следить за выполнением этих требований», — сообщили агентству «Россия сегодня» в пресс-службе ведомства.

В министерстве добавили, что право на образование в России гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. В пресс-службе МГИМО «Газете.Ru» заявили, что при выборе места обучения абитуриентам нужно задуматься о том, «как принятые в домашнем кругу традиции и обычаи сочетаются с традициями и правилами вуза».

«МГИМО на протяжении семи десятилетий формировался как многофункциональный и светский вуз. Формировались традиции поведения, традиции и правила отношений между студентами и преподавателями, нормы общественного поведения, в том числе связанные с внешним видом работающих и обучающихся в МГИМО», — отметили в пресс-службе учебного заведения. В МГИМО добавили, что, согласно официальным данным, в университете учатся представители более чем 50 зарубежных стран и уроженцы 80 регионов РФ. «Для МГИМО характерно, и это объясняется его советским прошлым, как уважение к сторонникам материалистических концепций развития, так и неустанное взаимодействие со всеми традиционными для России религиозными конфессиями», — рассказали в университете. Как бы то ни было, адвокат Мурат Мусаев уже написал открытое письмо министру иностранных дел Сергею Лаврову с просьбой вмешаться в эту ситуацию.

«Газета.Ru» побеседовала на эту тему с бывшим заместителем главного редактора журнала «Мусульманка» Насимой Боковой, исламоведом Раисом Сулеймановым и директором Центра изучения религий в РГГУ Николаем Шабуровым.

— Как вы думаете, а есть ли вообще у нас в обществе конфликт, связанный с ношением мусульманками хиджаба в общественных местах?

Экс-заместитель главного редактора журнала «Мусульманка» Насима Бокова:

Я живу в Москве и ношу хиджаб уже 15 лет. По моему опыту, все сильно зависит от того, как он выглядит. Из-за ряда материалов в СМИ есть определенный стереотип в отношении этой одежды. Если платье слишком широкое, а хиджаб темный, то люди настораживаются. Если он выглядит более или менее современно, например, женщина надела широкие джинсы, широкую тунику и не однотонный и не темный платок, который не выделяет человека из толпы, то люди до 30 лет, как правило, ведут себя довольно открыто и приветливо. Возможно, это связано с тем, что люди этого возраста больше путешествовали, чаще видели женщину в хиджабе в других странах, а потому мыслят менее консервативно в отношении этой одежды. У меня дети посещают школу, я хожу на родительские собрания в хиджабе, и все ведут себя вполне адекватно, нормально общаются со мной.

Люди, как только слышат от мусульманки, которая носит традиционную одежду, нормальную русскую речь, перестают вести себя по отношению к ней настороженно.

Что касается регионов, то, стоит отъехать совсем недалеко от Москвы, там недоверие к женщине в хиджабе гораздо сильнее чувствуется. Может, это связано с тем, что там люди совершенно не привыкли к присутствию мусульман в такой одежде.

Исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов:

В местах компактного проживания мусульман — Татарстане, Башкирии, республиках Северного Кавказа — девушки в хиджабах совершенно спокойно посещают занятия в вузах. Более того, у нас в Казани есть преподавательницы Казанского государственного университета, которые надевают эту одежду и в ней преподают. Это не вызывает ни у кого вопросов. Здесь много активно верующих людей, которые таким образом одеваются и ходят по улице. В других же регионах по этому поводу устраиваются скандалы, когда местные власти, чиновники, общество в целом воспринимают человека, приходящего в религиозном головном уборе, как покушение на светскость. Мы знаем такие примеры в Мордовии и Ставропольском крае. Причем в Мордовии, например, была ситуация, когда девочки приходили в среднюю школу в хиджабе. Местное министерство образования запретило им это делать. В итоге родители дошли до Верховного суда РФ, но он стал на сторону мордовских чиновников. Судьи ссылались на федеральное законодательство, однако в том же Татарстане или Башкирии местные власти толкуют его так, что оно не препятствует появлению студенток в аудиториях в традиционных мусульманских платках.

Сами мусульмане подчеркивают, что факт ношения платка не говорит об агрессивных намерениях того, кто его надел. В случае с Мордовией и Ставропольем родители этих детей перестали пускать в школу учеников и перешли на домашнее образование. И это при том, что дети хорошо учились. Как будут решать этот вопрос в Москве — неизвестно. Многое зависит от руководства вуза.

Директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров:

Слово «конфликт», наверное, слишком резкое. Но инциденты на этой почве бывают. Что-то подобное было в Ставрополье. Здесь требуется какой-то единый подход к ученикам, которые ходят в подобной одежде. У нас нет законодательного запрета носить хиджабы в публичных местах, более того, мусульманки добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт. А раз так, то нет у нас правовых оснований не пускать девушку в традиционной исламской одежде на территорию вуза.

Вопрос еще в том, придерживается ли МГИМО единого критерия по отношению к исповедующим разную религию людям?

Православным девочкам в платочках и носящим крест так, что это видно, можно туда приходить? Иудеев в кипе пускают?

В общем, считаю, что в данном случае представители вуза не правы.

— А Коран однозначно требует от женщины носить платок или оставляет этот вопрос на усмотрение самой женщины? Ведь есть примеры, когда мусульманки его не носят.

Насима Бокова:

Да, его ношение обязательно. По всем правилам женщина должна покрываться. Все зависит от уровня веры женщины, какие-то женщины принимают для себя решение носить хиджаб, какие-то — нет. Но ислам определил, что женщине надлежит покрываться. По канонам этой религии она должна быть покрыта в общественном месте в присутствии других мужчин. Снимать ей платок разрешено только в случаях прямой угрозы для жизни, когда не снимать его опаснее, чем снять.

Раис Сулейманов:

В большинстве случаев ислам позволяет делать отступления от этого правила. В Коране говорится, что женщина должна покрывать себя и не обнажать свое тело, однако самого слова «хиджаб» там нет. Носить именно его — это уже традиция, которая возникла позже. Но от того, что женщина перестанет надевать платок, она не перестанет быть мусульманкой. Самое главное — не ношение каких-то атрибутов. Важнее твои внутренние принципы и взгляды.

— В ряде стран мира, например во Франции или в Бельгии, есть запрет на ношение никаба — фактически маски для женщин, которая закрывает лицо. Как вы думаете, имеет ли смысл вводить подобное жесткое законодательное регулирование одежды для мусульман?

Насима Бокова:

Нет конечно, более того, необходимо прекратить травлю ислама и мусульман в СМИ. Смотрите, допустим, по телевизору передают сообщение о каком-то теракте. И зачастую видеорядом идут кадры, где присутствуют женщины в исламских платках. Это приводит к определенным стереотипам в отношении мусульман. К слову «ислам» автоматически приписывается слово «экстремист». Люди зачастую знают об исламе только то, что видят о нем по ТВ. У нас мало просветительских программ, не преподают в школах религиоведение, не объясняют ничего про ислам так, чтобы это было интересно и понятно. Отсюда возникают конфликты.

Раис Сулейманов:

Думаю, что, если у нас введут подобные запреты, это только усилит конфликт в обществе. Если мы установим жесткие требования к одежде, то возникнут вопросы и к другим людям, не мусульманам. Например, кому-то не понравится, что люди ходят в рваных джинсах (а это сейчас снова стало модным). Мусульманки же ходят в кафе или Пенсионный фонд в платках, никто их из подобных мест не выгоняет. Сегодня у нас проживает около 20 млн мусульман. Это наверняка несколько завышенная цифра, так как в нее включают и трудовых мигрантов, которые приезжают на заработки. Так что реально в России постоянно живут около 15 млн людей, исповедующих ислам. Это вторая по численности конфессиональная группа, пускай и не все ее представители сильно верующие. Не надо провоцировать конфликт между людьми искусственно.

Николай Шабуров:

Мне кажется, не стоит. Если у нас есть светский вуз и он исповедует какие-то светские ценности, то вряд ли при этом надо сосредотачиваться на деталях одежды. Я работаю в РГГУ, у нас есть девушки в хиджабах, но есть и девушки, которые ходят летом в шортах. Не вижу ничего предосудительного ни в первом, ни во втором случае.

Не думаю, что ношение хиджаба влияет на учебный процесс и мешает получать знания.

В РГГУ я руковожу центром изучения религий. У нас есть практика, когда мы водим студентов в разные религиозные общины Москвы. За много лет у меня бывали случаи, когда те или иные студенты говорили, что не могут идти в ту или иную религиозную общину, так как это претит их религиозным чувствам. Тогда я им отвечал, что это говорит об их профессиональной несостоятельности. Религиовед не должен иметь таких ограничений. Что касается одежды или других атрибутов религиозной принадлежности — не думаю, что стоит их запрещать.

— Что, на ваш взгляд, можно сделать, чтобы свести к минимуму вероятность возникновения межрелигиозных конфликтов в нашем обществе?

Насима Бокова:

Надо, чтобы люди больше общались друг с другом. Почему бы, например, не сделать в вузе вечер, посвященный исламу, на котором девушка расскажет своим подругам-немусульманкам об исламе? Нам навязывают толерантность к другим культурам, в том числе, не хочу никого обижать, и к представителям иных сексуальных культур. При этом не говорят о свободе выбора одежды для представителей разных религий.

Почему можно быть гомосексуалистом, но нельзя быть мусульманином?

Я помню, что дважды участвовала в проекте «Живая книга». Его суть в том, что к тебе подходит человек и задает абсолютно любой вопрос по теме, в моем случае — ислама. Так вот, тогда я поняла, что подавляющее большинство людей у нас ничего не знают о мусульманстве и мусульманах.

Раис Сулейманов:

Если говорить об одежде, то надо прописать в инструкциях для вузов дресс-код, где бы говорилось об исключении в одежде для верующих. Чтобы люди могли бы спокойно ходить с крестиком, надевать ермолку или хиджаб.

Николай Шабуров:

Необходимо просвещение, в том числе воспитание толерантности у людей. Кстати, просвещение может еще и привести к тому, что люди, строго следующие нормам ислама, получив хорошее светское образование, в итоге откажутся от ношения хиджаба. Только тут не должно быть никакого насилия. Светский вуз не должен прививать светские принципы путем принуждения.

Владимир Ващенко

Источник gazeta.ru


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"