الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 


АКТУАЛЬНО


Юрий Михайлов — о Коране и Исламе













ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ФЕСТИВАЛЕ КОРАНА

Москва, Соборная мечеть, 27 марта 2016 г.

Честно говоря, я не ожидал, что когда-нибудь буду выступать в мечети, тем более такой, как эта, — одной из крупнейших в Европе. А потому от всего сердца благодарю устроителей Фестиваля Корана за приглашение представить одну из книг моего издательства, а также всех вас, готовых меня послушать.

Так уж сложилось, что наряду со своей основной работой — руководством одним из ведущих научных издательств России — я уже много лет занимаюсь исламом. В последнее время — в основном его социальным измерением в преломлении к российской действительности. Но были годы, когда я очень много внимания уделял непосредственно Корану. В конце концов, я даже выпустил книжку (ее название — «Пора понимать Коран»), адресованную тем российским политикам, которые из-за своего дремучего невежества порой совершают действия в отношении мусульман, наносящие колоссальный вред нашей стране, прямо разрушая ее. Потребность в написании этой книжки возникла у меня тогда, когда в один прекрасный момент я понял, что ислам — это стройная логическая система, внутренне непротиворечивая (когда, сказав «а», вы непременно скажете «б»), доступная пониманию самой широкой аудитории. Ведь неспроста в Коране постоянно звучит рефреном его посыл к «людям разумеющим», то есть к разуму человека. Да и сам Коран ниспослан как прямая речь Бога, адресованная всему роду людскому. Сподвижники пророка Мухаммада восхищались Кораном, недруги Пророка настаивали на том, что он — поэт, оказавшийся под влиянием темных сил, иудеи и христиане пытались уличить Пророка в плагиате. Но никто не говорил, что не понимает, о чем в Коране идет речь. То есть всё было понятно.

Коран призывает нас задуматься, напрячь разум, всмотреться в окружающий мир, увидеть его красоту, гармонию, связанность всего этого многообразия единым замыслом и волей и в итоге прозреть — уже сердцем, — что за этим миром есть подлинная Реальность, задавшая ему систему законов, определившая характер его развития и прописавшая правила пребывания в нем человека.

Довольно часто желание верующих приобщиться к времени Пророка, почувствовать себя на месте его сподвижников, первых восприемников Корана, возродить дух раннего ислама истолковывается «бдительными чиновниками» как прямой путь к радикализму. И это меня всегда изумляет.

Что, собственно, случилось в те памятные дни? Что за энергетическое воздействие испытали те, для кого соприкосновение с Кораном и Пророком явилось главным событием в жизни, по сути, вторым рождением?

У бывших язычников словно пелена с глаз спала, изменилась картина привычного им мира идолопоклонства, неотъемлемой частью которого они себя ощущали. Этот мир предстал перед ними не как поле состязания богов, выстроенных в некую пирамидальную иерархию, а как грандиозная система, у которой есть один-единственный Архитектор, направляющий ее развитие. Вселенная заиграла новыми красками, жизненная перспектива открылась в неведомый прежде мир запредельного бытия, наполненного нетварным светом. Сердца их омылись от скверны, духовные очи прозрели, распахнутые Божественным глаголом.

Помните, как говорится в Коране: «Доселе ты был в беспечности об этом. А теперь Мы снимаем с тебя покрывало (пелену), и глаза твои зорки» (50: 22).

Первые мусульмане почувствовали, что человек не одинок в подлунном мире, что отныне их связала неосязаемая, но сверхпрочная нить, превосходящая кровные и родоплеменные узы, и что, открыв для себя Единого Бога, они обрели Высшего Защитника, Наставника, Арбитра и Судию. «Он — с вами, где бы вы ни были» (57: 4), — вразумлял их Коран. — «Мы ближе к человеку, чем шейная артерия» (50: 16), — разъяснял им Бог. В пользу этой истины свидетельствовал не только их разум, но и просветленные сердца.

И куда бы ни обращался их взор, всюду — о чем возвещал и Коран — они прозревали сквозь плоть окружающей их природы Лик всемогущего Творца-Вседержителя (2: 115), Господа, даровавшего людям два великих писания — Коран и Книгу природы. «Читай, — призывал их Коран, — читай во имя Властелина твоего — Того, Кто, создал всё сущее» (96: 1).

Прозвучал один из самых мощных в истории человеческой цивилизации призывов к чтению, к приобретению новых знаний. Ведь эти знания, раскрывая человеку всё с большей полнотой волю Всевышнего и картину Его мироздания, удерживали человека на прямом — кратчайшем к Богу — пути, тем самым приближая к Нему уже при жизни человека, повышали эффективность служения человека по выполнению Завета (Договора), заключенного им с Богом, Завета, согласно которому человечество — в том числе и все вы, когда были извлечены Богом из спин потомков Адама, — добровольно взяло на себя обязательство, прежде отринутое небом, землей и горами, — обязательство быть наместником Творца в спроектированном и пестуемом Им мире. Взамен же Бог научил человека всем именам и наделил свободой воли и разумом, обязав беспрекословно следовать Его указаниям. Но, к сожалению, человек беспечен, самонадеян и забывчив. А потому задача всех нас — вспомнить о Договоре с Богом, ведь возврата к Нему никто не минует. И Коран в этом плане — надежное средство для пробуждения воспоминания о том самом Договоре и оценки в его свете собственных действий.

Исламская цивилизация, будучи цивилизацией Книги, породила одну из самых мощных книжных и интеллектуальных традиций. С именами выдающихся исповедников ислама мы связываем потрясающие успехи в математике, медицине, астрономии, физике, химии, географии, ботанике, зоологии, архитектуре, промышленности. Мало кто знает, что идею университета — опорного, системообразующего элемента современной западной цивилизации — европейцы позаимствовали у мусульман в пору крестовых походов, когда открыли для себя систему преподавания наук, передачи и приумножения знаний, сложившуюся вокруг крупнейших мечетей.

Ислам — это мощная традиция рационализации религиозного знания, не исключая и мистических истин. И задана данная традиция прежде всего самим Кораном.

Короче говоря, ислам пророка Мухаммада отличает постоянная потребность в приобретении новых знаний, в том числе научных, высокая начитанность и эрудированность, просвещенная духовность. А потому подлинно исламскому социальному устроению, исламской государственности, присуща непрерывная модернизация общества на основе постоянных инноваций с опорой на научные открытия, на таланты людей, дарованные им Богом. Современно звучит? Вот так и должно быть, когда речь идет о настоящем исламе!

Постепенная утрата уммой интеллектуализма, обструкционизм, которому стали подвергаться улемы, приверженные рациональности, деградация, начавшаяся, по оценкам самих же мусульманских ученых, много веков назад, — всё это породило серьезные деформации исламской вероучительной практики, которые отдельными верующими стали восприниматься как неотъемлемая часть подлинного «чистого ислама» — того ислама, с которым пророк Мухаммад был Богом низведен в этот мир как милость Всевышнего.

Для нашей страны, а не только для мусульман, очень важно, чтобы ислам познавался в его неискаженном виде. Недаром еще в октябре 2013 года В.В. Путин поставил задачу социализации российского ислама, для чего потребовал возродить отечественную богословско-правовую школу. К сожалению, сегодня эта работа в основном профанируется и забалтывается, причем колоссальные деньги, выделяемые государством на эти цели в рамках профилактики радикализма, исправно разбазариваются — лишь бы пользы от них никакой не было. И именно в этом видят свою задачу те самые федеральные горе-чиновники, о которых я упоминал выше. Уверен, что президент нашей страны даже не догадывается об этом безобразии. Меж тем, как проблемы с каждым днем усугубляются.

На русском языке сегодня представлено много книг, посвященных исламской религии и ставящих перед собой задачу дать о ней верное представление. Все эти издания я конечно же не читал, но те, с которыми имел возможность познакомиться за многие годы, меня не впечатляли, поскольку в их основе лежат образовательные традиции, характерные для арабских государств с их специфической культурной средой. И далеко не каждый из российских читателей способен в череде предлагаемых на страницах этих изданий суждений, подаваемых как догматические и подлежащие зазубриванию, увидеть внутреннюю логику. А там, где разум спит, там, как известно, и возникает почва для всякого рода извращений. «Сон разума рождает чудовищ». Эта знаменитая испанская пословица актуальна как никогда. Кстати, она справедлива и в отношении тех — ныне многочисленных — политиканов-горлопанов, которые готовы часами рассуждать, точнее — орать, на федеральных телеканалах об исламе, не имея о нем ни малейшего представления, дезориентируя и население страны, и высшую власть.

Бог говорит в Коране: «И направляли Мы посланниками только тех, кто владел языком своего народа <…>» (14: 4), то есть мог обращаться к окружающим столь ясно и убедительно, столь логически непротиворечиво, что их разум подхватывал как естественную для себя, для самой природы человека, логику единобожия (таухид), позволяя обрести душевную гармонию и правильно выстроить жизненную стратегию.

Долгое время я искал книгу, которая бы предлагала удобные россиянам способы подачи знаний об исламе. И такую книгу я, в конце концов, нашел. Ее русское издание — перед вами. Называется она «Мировоззрение ислама». Ее авторы — Сатико Мурата и Уильям Читтик.

Уильям Читтик (ему сейчас 72 года) — это один из крупнейших современных западных специалистов по суфизму, а возможно, и самый известный из них. Его перу принадлежит более 20 книг и свыше 100 научных статей. Он — лучший знаток на Западе наследия Ибн Араби.

По совету Саида Хусейна Насра, который не нуждается в представлении российской аудитории, в 1966 году Читтик отправился в Иран для изучения арабского и персидского языков, исламской литературы и философии и оставался в этой стране до января 1979 года (то есть провел в ней более 12 лет). Он рад, что покинул Иран до революции, поскольку, на его взгляд, потом ислам в этой стране был сильно политизирован.

Сатико Мурата — жена Уильяма Читтика, крупный специалист по исламу.

Они оба служат в Университете Стони Брук. Это государственный университет штата Нью-Йорк. Данной книгой они подвели итог своей тридцатилетней преподавательской деятельности в рамках курса, рассчитанного прежде всего на студентов, являющихся этническими мусульманами.

«Мировоззрение ислама» признано одним из наиболее удачных англоязычных введений в исламскую духовность. Оно переведено на турецкий, персидский, албанский, урду. Сразу скажу, что никаких следов шиизма вы в этой книге не найдете, да и о суфизме в ней говорится совсем немного. Ему Читтик посвятил другую книгу — «Суфизм: Руководство для начинающего», которая также уже издана в России.

Русское издание «Мировоззрения ислама» готовилось более семи лет. Перевод был выполнен Н.И. Пригариной, одним из ведущих отечественных востоковедов. Издание увенчано грифом Института востоковедения РАН. Огромные усилия были приложены к тому, чтобы книга легко читалась, была написана хорошим литературным языком и была доступна самой широкой аудитории.

«Мировоззрение ислама» состоит из четырех частей. Первые три части посвящены трем измерениям вероучения, которые, как известно, называются ислам, иман и ихсан и посвящены, соответственно, теме покорности и подчинения Богу (свидетельствование, молитва, пост; путь, установленный Кораном; возврат долга Богу), теме веры (в Бога, ангелов, Писание, пророков и т.д.) и теме творения прекрасного (только сам Бог является критерием прекрасного). Четвертая часть отдана теме «Ислам в истории».

Прочитав эту книгу, вы поймете, почему главная цель Корана — побудить человека ухватиться за «вервь Аллаха» (3: 103), то есть взойти на стезю Истины, нащупать прямой путь к Богу и не сорваться с него. Если же говорить предельно кратко, то сверхзадача Корана — помочь человеку стать Человеком и оставаться таковым, невзирая на козни, которыми досаждает нам Сатана, ставящий нам подножки «и спереди, и сзади, и справа, и слева» (7: 17).

«Мировоззрение ислама» хорошо тем, что, помогая читателю воспринять основы коранической логики, оно способствует выработке мощного иммунитета к радикальным взглядам. Ведь отныне восприниматься они будут как противоестественные, отторгаемые и душой, и сердцем верующего, да и его разумом в силу их нелогичности.

Тем, кто заинтересовался данным изданием, советую не тянуть с его приобретением, поскольку вышло оно в прошлом году небольшим тиражом и уже заканчивается. Приобрести его можно в центральных магазинах Москвы и заказать через интернет-магазин OZON.

Благодарю за внимание.

Источник islamnews.ru


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"