الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана












 

 


АКТУАЛЬНО


Петербург достоин мусульманского комплекса XXI века













Санкт-Петербург - город нашей славы, истории и красоты. Сегодня он получил новый импульс в своем развитии. Северная столица, как называют Петербург, с надеждой смотрит в будущее, задавая тон во многих сферах для всей страны.

Мы уверены, что великий город на Неве должен быть лицом российского мусульманства. Это в полной мере отвечает его сегодняшним амбициям как культурной столицы. Петербург достоин новой просторной современной мечети, не уступающей ни в чем Московской Соборной.

О важности этого 20 ноября на совместном заседании Совета Федерации и Госдумы говорил наш духовный лидер муфтий Равиль Гайнутдин.

Мусульмане для Петербурга - это не новое явление, их появление не продукт миграций, охвативших постсоветское пространство в последние годы. Татарская община - ровесник существования города. Еще Петр I пригласил представителей множества народов, в том числе мусульманских, на строительство нового имперского центра.

Согласно «Описанию Санкт-Петербурга» историка Андрея Богданова, Татарская слобода располагалась за Кронверком, где жили «татары, калмыки и другие инородцы, высланные на постройки в Петербург». Будучи столицей империи, город никогда не терял свою мусульманскую составляющую, а поскольку он был не только административным центром, но культурным и научным полюсом, то его влияние охватывало политическую, научную и культурную жизнь мусульман всей страны и даже зарубежья.

Здесь еще с 1912 года на русском языке издавалась знаменитая «Мусульманская газета», которая распространялась в Уфе, Казани, Оренбурге, Астрахани, Нижнем Новгороде, Ашхабаде, Баку, Тбилиси и других городах.

Как мне уже приходилось писать, феномен «Мусульманского Петербурга» всегда имел, прежде всего, мощнейшую интеллектуальную начинку. Город определял и направлял тенденции в развитии, указывал новые горизонты и вдохновлял на свершения. С другой стороны, он играл важную роль в налаживании отношений нашего государства с мусульманскими соседями и с народами, которые только входили в единую евразийскую семью.

В историческом центре города, недалеко от Петропавловского собора и домика Петра I, сейчас возвышается Соборная мечеть, купол которой во многом повторяет купол мавзолея Гур-Эмира в Самарканде (XV века) - одного из выдающихся памятников архитектуры Востока. Деньги на строительство мечети в основном были собраны за счет пожертвований мусульман, проживающих в России, причем самую большую сумму выделил эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан.

Место было выбрано на Петроградской стороне, неподалеку от Троицкого моста, и, хотя многие высказывались против строительства мусульманского храма в самом центре Петербурга, в 1907 году Николай II официально одобрил проект и разрешил продажу земли.

Церемония официальной закладки, приуроченная к 25-летнему юбилею правления эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург, состоялась 10 февраля 1910 года. Торжественное открытие мечети состоялось в 1913 г. в дни празднования 300-летия дома Романовых. Долгое время Петербургская, а затем Ленинградская, мечеть оставалась самой крупной в Европе, так было почти весь XX век. Она вмещает 5 тысяч верующих.

Строительство ее и личное разрешение царя, несмотря на оппозицию, было продиктовано, в первую очередь, долгосрочными политическими и геополитическими соображениями. С присоединением к России при Александре III Средней Азии необходимость выстраивания стратегического партнерства с Исламским миром, который в значительной своей составляющей вошел в Россию, стала жизненной необходимостью. Империя должна была показывать себя как дружественное мусульманам государство, и в целом это у нее получалось. К примеру, ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Берлине в те годы мечетей не было даже в проекте.

В 2008 году после трехлетнего строительства открыта вторая петербургская мечеть. Ее существенным минусом является тот факт, что мечеть расположена достаточно далеко от метро. Поэтому большое количество прихожан продолжает ездить в главную мечеть города, на Горьковскую, — так удобнее.

По данным социологов, сейчас примерно каждый пятый житель города - исповедует Ислам. Многонациональная мусульманская община Петербурга достигает миллиона.

К тому же город продолжает играть значительную роль в продвижении российской повестки на международной арене. В том числе, как показал визит высокой саудовской делегации на Петербургский форум летом этого года, в Исламском мире.

Очевидно, что даже двух великолепных мечетей второй столице не хватает. Они переполнены не только в праздники, но и по пятницам. Нет пока возможностей для презентации российского мусульманства на международной арене, не достаточно условий для нормальной просветительской и образовательной работы современного формата, не говоря уже о восстановлении дореволюционного статуса исламского духовно-интеллектуального центра.

Верующие порой вынуждены собираться в молельнях на квартирах, на рынках, в арендованных помещениях. Это закономерно вызывает настороженность у правоохранительных органов, опасающихся, что в непрозрачной среде могут формироваться радикальные настроения.

Петербург оказался единственным в России мегаполисом-миллионником со значительным мусульманским населением, где нет современной мечети. В сентябре в Москве начал работу новый комплекс Соборной мечети, близится открытие новой Соборной мечети в Уфе. Казанский Кул-Шариф стал сегодня символом возрождения Ислама в Татарстане и во всей России.

Петербургская Соборная мечеть - это великолепный памятник веры и истории. Но здание начала XX века, даже при всей ее площади, не может удовлетворить современным запросам на социализацию и интеллектуализацию жизни и деятельности религиозных общин, о стратегической важности чего говорит руководство страны.

Мечеть сегодня - это не только место для молитв, но и многофункциональный духовный и культурно-просветительский, общественный центр, место в том числе для досуга и отдыха. Религиозная деятельность на нынешнем этапе уже немыслима без социально-культурной составляющей. В значительной степени именно этим определяется ее эффективность.

Посещая в 2002 году новую синагогу в Москве, Владимир Путин высоко оценил то, что там есть как собственно молельный зал, так и возможности для проведения досуга, в частности, спортзал, современная библиотека, ресторан, детские и культурные учреждения. По словам президента, в такие религиозные центры люди могут приходить на целый день вместе со своими семьями. «Это очень хороший пример, который можно тиражировать. Рассчитываю, что представители других конфессий пойдут по этому пути», — отметил глава государства.

Мусульманские социально-культурные центры при мечетях призваны помочь верующим не только в чисто духовном совершенствовании и выполнении необходимых религиозных обрядов, но и содействовать интеллектуальному и здоровому досугу посетителей, а также их реализации как активных представителей гражданского общества, стремящихся приносить пользу своей семьей и всем окружающим вне зависимости от их вероисповедания.

При разработке перечня направлений деятельности и необходимой инфраструктуры комплекса Московской Соборной мечети учтен опыт соответствующих центров традиционных конфессий России, а также религиозных социально-культурных учреждений Западной Европы и Северной Америки, известных инновационными методами работы в современном обществе.

Своя новая и великолепная мечеть формата XXI века нужна и Санкт-Петербургу. Город достоин иметь мусульманский храм, не уступающий комплексу в Москве.

Мы надеемся, что при поддержке властей и с благословения нашего духовного лидера Равиля Гайнутдина этот проект получит воплощение. В начале XX века государь-император не смог лично присутствовать на открытии столичной мечети, иншаАллах, в XXI веке муфтий и президент Владимир Владимирович Путин еще откроют, как и в Москве, великолепный современный исламский комплекс в родном городе нашего национального лидера.

Дамир Мухетдинов Первый заместитель председателя ДУМ Российской Федерации

Источник islamrf.ru


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"