الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

АКТУАЛЬНО

Адель аль-Фалях: "Не надо изменять Ислам - он не противоречит прогрессу"

Интервью с доктором Аделем аль-Фаляхом, первым заместителем Министра по делам Ислама и вакфов Кувейта, президентом Международного центра "Аль-Васатыя".

— Чем вызвано столь большое внимание в Кувейте к России, к российским мусульманам, в частности?

— Россия — это великая держава с огромной территорией и многомиллионным населением. В ней проживает множество различных народов и народностей, людей разных вероисповеданий. Насколько мне известно из официальных источников, в России более 20 миллионов мусульман. Я возглавляю Комитет мусульман Азии, одно из подразделений Всемирной исламской благотворительной организации со штаб-квартирой в Кувейте. Наш комитет занимается благотворительной деятельностью в странах Азии, в том числе и в России. У нас есть свое представительство в Москве, которое работает с 1994 года, и я могу с уверенностью сказать, что оно работает довольно успешно, оказывая благотворительную помощь мусульманам России.

В этом убедилась наша делегация, совершив поездку по вашей стране. Наш министр также высоко оценил деятельность комитета в России.

— Как Вы оцениваете отношения между двумя нашими странами?

— Не нужно даже доказывать, что наша поездка и деятельность Комитета мусульман Азии в вашей стране стали возможными благодаря добрым отношениям между Государством Кувейт и Российской Федерацией. Между ними издавна существуют добрые отношения, основанные на взаимном уважении и невмешательстве во внутренние дела другого государства. В своей деятельности в Комитете мусульман Азии мы также исходим из этих принципов - оказываем мусульманам России благотворительную помощь, не вмешиваясь в их внутренние дела, не ставя никаких условий и не диктуя им свое видение вопросов. В России проживают мусульмане - последователи суннизма и шиизма. Мы же, при оказании благотворительной помощи, не делаем никаких различий между ними. Мы все — мусульмане, мы все поклоняемся одному Всевышнему Аллаху и чтим Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

— В российских средствах массовой информации в последнее время муссируется тезис о том, что распространение экстремизма в некоторых регионах России поощряется некоторыми странами исламского мира. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Я не могу отвечать за всех, но что касается Комитета мусульман Азии, то мы никому не навязываем свою помощь. Мы помогаем только тем, кто к нам обращается, наш комитет сотрудничает только с официально признанными организациями как в России, так и в других странах азиатского региона. Здесь у нас установились хорошие отношения, например, с Советом муфтиев России, который возглавляет уважаемый муфтий шейх Равиль Гайнутдин, с различными духовными управлениями мусульман России. Мы помогаем исламским университетам в Москве и Казани, другим мусульманским институтам и образовательным учреждениям. Мы оказываем помощь российским мусульманским образовательным учреждениям, издавая учебную и научно-популярную литературу об Исламе в переводе с арабского языка. Совместно с местными мусульманскими организациями проводим различные научно-просветительские конференции, симпозиумы, семинары, помогаем в приобретении учебных пособий, оборудовании учебных помещений. При этом мы не диктуем свои условия. Наша главная задача - не допустить искажения подлинного лица Ислама в глазах людей, дать правильное понимание истинных ценностей Ислама, главных его постулатов, которые не совместимы с радикализмом и, тем более, с терроризмом. Эти явления имеют место, к сожалению, во многих местах компактного проживания мусульман, но наносят вред, прежде всего, самим мусульманам, искажая высокие цели и священные основополагающие принципы Ислама.

— В чем Вы видите причину появления радикальных течений в современном Исламе, экстремистов, террористов, называющих себя борцами за чистый Ислам?

— Мы не можем отрицать, что в мусульманском сообществе - умме существуют сегодня очень большие проблемы. Мы их наблюдаем и на территории Российской Федерации, и в ряде самих исламских государств, таких, как Саудовская Аравия, Ирак, Афганистан. Совершаются ужасные акты терроризма, насилия, антигуманные, античеловеческие действия, которые пытаются связать с Исламом. Анализируя положение в России, мы должны исходить из того, что в регионах компактного проживания мусульман в свое время образовался вакуум в сфере проповеди истинных ценностей Ислама. В Советском Союзе в течение многих десятилетий религия, религиозное просвещение были загнаны в угол, религия перестала существовать как активно развивающаяся часть духовной жизни. А после того как был уничтожен «железный занавес», у людей появилось большое желание познать Ислам. Но из-за отсутствия хороших источников, а также людей, которые могли бы грамотно объяснить, как должен поступить мусульманин в той или иной ситуации, как он должен строить свои отношения с людьми, исповедующими другие религии, сюда активно вторглись радикальные идеи, идеи крайнего толка. Вооружившись этими идеями, многие, особенно молодежь, стали поступать не так, как должны бы поступать истинные мусульмане.

А если бы этим людям указали на правильный путь, если бы их наставили на путь истинный вовремя, если бы им разъяснили, что говорит Коран по тому или иному поводу, как истолковать тот или иной аят, в связи с чем было произнесено то или иное изречение, совершено то или иное действие Пророком Мухаммадом (САВ) - тогда люди и сами не стали бы совершать античеловеческие, антигуманные действия и поступки. Именно поэтому мы должны сегодня помогать нашим проповедникам, нашей молодежи заполнять этот вакуум в деле разъяснения Ислама, его основополагающих принципов, давать правильные ответы на вопросы, издавать фетвы, определяющие поступки и действия настоящих мусульман.

— В средствах массовых информаций много говорят, что Ислам не соответствует современным требованиям жизни, современному уровню развития человеческой мысли, что он препятствует развитию исламских государств. Что Вы можете сказать по этому поводу? Можно ли и нужно ли изменить Ислам, приспособив его к современным условиям?

— Ислам изменять не нужно. Ислам - это религия всеобъемлющая, охватывающая все сферы жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Нам важно сейчас, наоборот, познавать Ислам в его глубинах и находить те стороны, те положения, которые универсальны и соответствуют любой эпохе, любому времени, любому обществу. Да, существует определенный круг людей, имеются определенные течения, желающие построить жизнь мусульман по правилам средневековья, по тем законам, которые существовали на заре Ислама - в VII и VIII веках. Но это не ответ вызовам современности, а лишь попытка укрыться от проблем при помощи заскорузлых и устаревших понятий.

Любой прогресс, любое развитие - будь то техническое, или научное, или культурное - не противоречат Исламу. Мы можем в этом убедиться, увидев, какого уровня достигли некоторые исламские страны в своем развитии, какие научно-технические достижения осуществили. Они сохраняют свою, мусульманскую идентичность, принадлежность к культуре Ислама, но строят свою экономическую, политическую и социальную систему в соответствии с требованиями XXI века.

— И в заключение нашей беседы хотелось бы узнать, каковы ваши научные интересы, чем Вы занимаетесь в свободное от государственных забот время?

— Я занимаюсь, в основном, социологией, социальной психологией, влиянием средств массовой информации на сознание людей. Моя докторская диссертация была посвящена изучению воспитательной роли исламских радиопрограмм на примере Кувейта. Несколько моих работ посвящено социологическим исследованиям , проведенным среди населения Кувейта о деятельности Комитета мусульман Азии. Есть у меня также исследование, посвященное роли пятничной проповеди в воспитании мусульман, в профилактике преступлений среди населения. А в последнее время я вплотную занимаюсь проблемами применения положений шариата в законодательстве Кувейта. Этому вопросу был посвящен ряд социологических опросов населения о правомерности и необходимости такого законодательного шага. Был также проведен опрос населения с целью выяснить роль средств массовой информации в подготовке граждан к применению норм шариата в законодательстве страны. Эти работы представляют собой полевые исследования, и они связаны с тем, что я являюсь заместителем председателя Высшего Консультативного совета по совершенствованию применения шариатских норм в законодательстве государства Кувейт.

Но у меня мало свободного времени, а когда оно выдается, то я посвящаю его своим детям - их у меня девять.

— Благодарю вас за содержательные, полные ответы на вопросы нашего журнала. От имени читателей желаю Вам успехов в вашей многогранной деятельности, процветания Вашей стране. Да будет мир над вами, милость Аллаха и Его благоволение!

— Пусть будет мир над всеми нами!

Нияз Гайнуллин, член Союза журналистов Москвы и России


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"