الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

АКТУАЛЬНО


Как понимать хадис о 73 течениях в Исламе

Что касается хадиса о расколе этой нации на семьдесят три партии, все из которых попадут в Ад, кроме одной, то имеется огромное количество высказываний в подтверждение его сомнительности.

1. Первое, что надлежит знать: этот хадис не приводится ни в одном из обоих сборников «Сахих», несмотря на значимость темы, что свидетельствует о наличии сомнений в его истинности. Вполне возможно, что ни один из авторов сборника «Сахих» не смог отделить в нем истинное от ложного.

2. В некоторых вариантах этого хадиса не упоминается, что все партии, кроме одной, попадут в Ад, а лишь указывается на раскол и количество партий. Например, в хадисе Абу Хурейры, переданном Абу Давудом, Ат-Тирмизи, Ибн Маджой, Ибн Хиббаном и Аль-Хакимом, говорится: «Иудеи раскололись на семьдесят одну (или семьдесят две) группы, христиане разделились на семьдесят одну (или семьдесят две) партии. Мой народ расколется на семьдесят три партии».

Этот хадис, несмотря на то, что Ат-Тирмизи говорит, что он верный, а Ибн Хиббан и Аль-Хаким удостоверили его, был передан Мухаммадом Бен Амром Бен Альгама Бен Ваккасом Аль-Лиси; тот же, кто прочитает его биографию в книге «Тахзиб-Ат-Тахзиб», узнает, что он рассказал этот хадис до того, как он был записан, и никто не подтвердил его полностью. Все, что было упомянуто о нем, так это то, что этот хадис предпочитается тем хадисам, которые слабее, и поэтому при его записи было сказано: «Достоверный, но с фантазиями. Однако в таких случаях достоверности недостаточно - необходима еще и точность. Как может быть точность, если есть фантазии?»

Известно, что и Ат-Тирмизи, и Ибн Хиббан, и Аль-Хаким проявляли снисходительность в вопросах подтверждения хадисов; про Аль-Хакима же было сказано, что он самый снисходительный из них.

В этом же случае он подтвердил хадис, ссылаясь на Муслима, посчитав, что Муслим основывался на мнении Мухаммада Бен Амра. Однако Аз-Захаби отверг это, сказав, что Муслим опирался не только на него, и указав, что одна из версий этого хадиса была передана Абу Хурейрой и в ней нет ничего добавленного, а разница только в выражении: «Все попадут в огонь, кроме одной», - и все споры идут только вокруг него.

Этот хадис с добавлениями был передан многими сподвижниками (среди них -Абделлах Бен Амр, Муавия, Ауф бен Малик и Анас), однако со слабым иснадом (цепочка передатчиков); они усиливали его объединением с другими.

Но я считаю, что такое усиление не свидетельствует о точности. Сколько же хадисов, переданных разными источниками, были сочтены слабыми? Из всех хадисов были выбраны те, против которых никто не возражал, и в понимании значения которых не было разногласий.

Здесь возникает большая проблема, суть которой заключается в том, что суждение о расколе Уммы на большее количество партий по сравнению с иудеями и христианами, а также о том, что все эти партии, кроме одной, попадут в огонь, позволяет каждой из них претендовать на то, что именно она и будет спасенной, а все остальные погибнут в огне. Это, в свою очередь, еще больше разрывает единство Уммы и приводит к взаимным упрекам и порицаниям, что ослабляет всю Умму и усиливает ее врагов, ставя их выше.

Поэтому великий ученый Ибн Аль-Вазир полностью отвергает этот хадис (в особенности, эту добавку), так как он приводит к тому, что одни вводят в заблуждение других и обвиняют их в ереси. В книге «Аль-Авасим», рассказывая о достоинствах этой Уммы и предостерегая от впадения в ересь, он пишет: «Остерегайтесь обольщения высказыванием: «Все они, кроме одной, попадут в огонь», потому что оно - губительно, не имеет никакого основания и неубедительно: оно - результат интриг безбожников».

Ссылаясь на Ибн Хазма, он говорит: «Это - искусственное добавление, не имеющее основ и не восходящее к первоисточнику; то же самое можно сказать и в отношении мнений Кадаритов, Мурджиитов и Ашаритов. Все это - слабые, недостоверные хадисы.

3. Издревле и поныне среди ученых-богословов есть такие, которые отвергают этот хадис с точки зрения иснада, а также и те, которые отрицают его с точки зрения текста и значения.

В тексте этого хадиса сомнительно то, что в нем Умма, которую избрал Аллах, назвав ее лучшей нацией, появившейся среди людей, считается хуже, чем иудеи и христиане с точки зрения раскола и расхождений. Даже число партий, на которые она раскалывается, больше, нежели число партий иудеев и христиан.

И наряду с этим в Священном Коране об иудеях говорится: «...Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня воскресения...» (Трапеза: 64), а о христианах: «Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы - христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили» (Трапеза: 14).

В Священном Коране об исламской Умме не упоминается ничего подобного этому, однако, лишь она предостерегается от раскола и расхождений, дабы не повторился раскол тех, что были до нее.

Этот хадис также приговаривает все партии этой Уммы, кроме одной, к гибели в огне, несмотря на то, что эта Умма будет прощена и составит половину или треть обитателей Рая.

Что же касается высказывания о том, что христиане и иудеи расколются более чем на 70 партий, то не имеется подтверждения того, что их количество достигло указанной цифры.

Все это Абу Мухаммад бен Хазам приводит как ответ тем, кто обвиняет других в ереси по причине расхождений в религии теми же доводами, что приводят и они.

Среди этих доводов для обвинений в ереси, на которые они опираются, он упоминает два хадиса, которые они возводят к Пророку Аллаха (САС):

1) «Кадариты и Мурджииты - маги этой нации».

2) «Эта нация расколется на семьдесят с лишним партий, все из которых попадут в огонь, кроме одной, которая будет в Раю».

Абу Мухаммад говорит: «Эти хадисы абсолютно неверны и не подтверждаются иснадом (цепью передатчиков). И раз у того, кто их подтверждает, ссылаясь на кого-то, нет никаких доказательств, то, как же быть с тем, кто вообще ни на кого не ссылается?»

Йеменский имам-муджтахид Мухаммад бен Ибрагим Аль-Вазир (ум. в 840 г. хиджры) собрал воедино и рациональные, и теологические науки в своей книге «Аль-Авасим ва-ль-кавасим». Перечисляя хадисы, переданные Муавией (РА) он говорит о восьмом хадисе, в котором сказано о расколе Уммы на семьдесят с лишним партий, все из которых, кроме одной, попадут в Рай, следующее: «Иснад его неверен», - и не подтверждает его. Ат-Тирмизи, говоря о подобном хадисе, рассказанном Абделлахом бен Амром бен Аль-Асом, пишет: «Странный хадис», - упоминая это в главе «О вере» и ссылаясь на Абдуррахмана Бен Зиялда, который, в свою очередь, основывался на Абделлаха бен Йазиде.

То же самое Ибн Маджа пишет об Ауфе бен Малике и Анасе: «В этих хадисах нет ничего верного, и поэтому оба шейха не смогли ничего извлечь из них». Ат-Тирмизи подтвердил хадис Абу Хурейры, ссылавшегося на Мухаммада бен Амра Альгама, где не было высказывания «...все они попадут в огонь, кроме одной». Ибн Хазам говорит: «Эта добавка - искусственная, присочиненная, и на это указывает автор книги «Аль-Бадр Аль-Мунир».

Аль-Хафиз Ибн Касир в толковании следующего стиха Корана: «...привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость других» (Скот: 65), упоминает хадис, переданный несколькими путями от самого Пророка (САС), сказавшего: «Эта Умма расколется на 73 партии, все из которых, кроме одной, попадут в Ад». При этом он ничего не добавляет, не называя его ни достоверным, ни правильным, - несмотря на то, что он очень подробно комментирует этот хадис, указывая все соответствующие ему хадисы и изречения.

Имам Аш-Шаукани указывает на это высказывание Ибн Касира о хадисе и говорит: «Я сказал: «Что же до добавки «...все из которых, кроме одной, попадут в Ад», то группа рассказчиков хадисов считает ее слабой, а Ибн Хазм сказал: «Она присочинена».

Однако хадис, несмотря на то, что некоторые ученые (например, Хафиз Ибн Хаджар) посчитали его правильным, а некоторые (например, Шейх-уль-Ислам Ибн Теймиййа) - достоверным, не свидетельствует о том, что этот раскол в таком виде и при таком количестве партий должен быть постоянным до самого Судного Дня: для истинности хадиса достаточно, чтобы это произошло в какой-либо период времени и только.

Некоторые из этих партий могут существовать какое-то время, затем истина одержит верх над фальшью, партии эти исчезнут и больше не появятся.

Это и происходило в действительности с большинством отклонившихся партий, которые исчезли и больше не появлялись.

Этот хадис также доказывает, что все эти партии есть части Уммы Пророка (САС), так как он говорил: «Моя Умма расколется...». Значение этого в том, что они, несмотря на свою ересь, не исключаются из этой нации и не отрываются от исламской Уммы.

То, что они попадут в Ад, не означает их вечного пребывания в нем, как это будет с безбожниками. Это означает лишь то, что они войдут в ад, как войдут в него некоторые монотеисты.

И, может быть, кто-то из Пророков, ангелов или верующих заступится или походатайствует за них. Возможно, что у них будут смягчающие вину обстоятельства - добрые дела, которые снимут с них бремя наказания.

Всевышний Аллах может простить их по своей милости и великодушию, - в особенности, если они прилагали усилия для познания истины, но им в этом не посчастливилось и они пошли по ложному пути.

Из книги известного ученого д-ра шариатских наук Юсуфа аль-Кардави «Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола»


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"