الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

АКТУАЛЬНО

Отношения Ислама к представителям иной веры

Ислам устанавливает взаимоотношения между людьми различных вероисповеданий на основе терпимости, доброжелательности, справедливости и милосердия. Основу этих отношений установил Аллах Всевышний в Коране:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их к себе в помощники и друзья, являются беззаконниками». (сура «Испытуемая», 60:8-9.)

"Нет принуждения в религии". (Сура "Корова", 2:256).

“Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане».” (сура "Трапеза" 5:82)

А пророк Мухаммад (САС) изрек:

"Кто навредит зимми (иноверцы), навредит мне, а навредивший мне – вредит Аллаху" (Табарани)

"Кто навредит зимми, тому я враг, а кто ему враг (зимми), тот станет врагом в день Воскресенья – (судный день)" (аль Хатиб)

"Не верует из вас ни один, пока не будет желать для своего брата то, что желает себе” (Бухари, Муслим)

“Не достигнет раб (Бога) истинной веры, пока не пожелает людям того, что желает себе из добра”. (Имам Ахмад)

Согласно Корану, мусульмане должны относиться ко всем людям с добротой и справедливостью до тех пор, пока те не будут притеснять их и создавать препятствия на пути распространения Ислама.

Будучи божественной религией, Ислам направляет все человечество, затрагивает все аспекты человеческой жизни, эта религия ниспослана всем людям, а не только какой-то отдельной группе «избранных».

Посланник Аллаха (САС) сказал:

“Тот, кто несправедлив с теми немусульманами, которые находятся в состоянии мирного договора с мусульманами, кто обременяет их непосильно, или отбирает что-либо из их собственности, - я буду свидетельствовать против того в Судный день».(Абу Дауд, аль Баихаки).

А также он (САС) сказал:

«Кто враждебен немусульманину, находящемуся в состоянии мирного договора с мусульманами, тот враждебен мне, а кто враждебен мне, тот враждебен Аллаху». (Ат-Табарани, сб. «Аль- Асвад»).

То есть, справедливое, доброе отношение к тем немусульманам, кто не проявляет агрессии по отношению к верующим, является Сунной нашего Пророка (САС). Этого положения строго придерживались праведные халифы и те, кто следовал их путем.

Защита прав немусульманского меньшинства в исламском обществе

Защита жизни

Защита жизни - как от внешней, так и от внутренней агрессии. На территории исламского государства любая агрессия по отношению к зиммию (то есть проживающему там немусульманину) рассматривалась как тягчайшее преступление, на основании следующего хадиса:

«Тот, кто убьет немусульманина, соблюдающего мир с мусульманами, тот не почувствует даже запаха рая, хотя запах этот различим на расстоянии перехода в 40 лет» (имам Ахмад, аль Бухари).

Взамен уплаты налога-джизьи мусульмане брали на себя гарантии безопасности ВСЕХ слоев населения. И как же были шокированы жители -зиммии, когда мусульманские войска, оставляя город, раздали жителям собранный за последний год налог со словами: «Теперь мы не можем гарантировать вашу безопасность…»!

Защита собственности

Ученые всех направлений в течении всей истории ислама всегда были единодушны в соблюдении данного принципа (иджма). Более того, даже в том случае, если эта собственность, с точки зрения ислама, не представляет собой никакой ценности.

Даже если предметом собственности является спиртное или свинья. Так, согласно фикху имама Абу Ханифы: если мусульманин растрачивает или отбирает подобную собственность у другого мусульманина, тот не вправе требовать компенсации; если же подобная собственность была изъята у зиммия, тот имеет право на компенсацию.

Защита чести

Честь зиммия в исламе священна точно так же, как честь мусульманина. Имам аль-Карафи аль-Малики отмечал: «Тот, кто оскорбит их (зиммиев) хотя бы несправедливым словом, или дурной речью- ставит под угрозу договор с Аллахом и Его Посланником (САС)." («Аль Фукук», ч.3. стр.14). Существует также множество других подтверждений неукоснительного соблюдения данного положения.

Известен такой случай: однажды сын Амр ибн аль-Аса, наместника Египта, избил копта (коптами называются христиане, проживающие на территории Египта) за то, что лошадь копта обошла его скакуна на скачках. Обиженный копт написал об этом халифу Омару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах). Было это незадолго до наступления времени хаджа. Омар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) попросил всех троих: самого Амра ибн аль –Аса, его сына и копта явиться в Мекку. Встретив их, он протянул плетку копту, предложив отомстить не только самому обидчику, но и его отцу, наместнику Египта. «Но Амр тут не при чем!»,-воскликнул испуганный копт. «Нет, при чем! Ведь если бы его отец не был наместником, он бы никогда такого себе не позволил!»,-ответил халиф.

Социальная защита

В случае недееспособности, по старости и бедности

Законы социальной защиты в исламе распространяются на немусульман в той же мере, как и на мусульман, ислам гарантирует равные социальные права всем гражданам. Передают, что Посланник Аллаха (САС) сказал: «Все вы покровители и ответственны за тех, кто под вашей защитой» (передал ибн Омар).

Праведные халифы и те, кто следовал их сунне, неукоснительно соблюдали этот принцип по отношению к немусульманскому меньшинству, проживающему на территории мусульманского государства. Так, во время правления халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Халид ибн Валид, полководец приближающейся мусульманской армии, отправил письмо, адресованное немусульманскому населению Хиры (Ирак), в котором давалась гарантия сохранения их прав.

Омар ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах), встретив однажды старика –иудея, просящего милостыню, пригласил его последовать за собой, после чего одарил из общей казны и назначил ежемесячную пенсию ему и всем, ему подобным. Это послужило началом официального установления социального пособия неимущим, причем мусульмане и немусульмане пользовались совершенно равными правами. В дальнейшим эту сунну праведных халифов признали ученые всех направлений ислама. Все приведенные примеры (а их множество)- не исключение, а всеобщее правило и норма.

Как- то к шариатскому судье (кады) пришли двое - иудей и мусульманин, каждый из них уверял, что другой украл у него дорогую кольчугу. Рассмортев все обстоятельства дела, кады признал виновным в воровстве мусульманина.(Это произошло при халифе Али ибн Аби Талибе, да будет доволен им Аллах.)

Защита свободы вероисповедания

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах- Слышащий, Знающий».(сура «Аль-Бакара» 2:256) а также: «А если пожелает твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?» (сура «Юунус»,10:99).

Этот совершенно однозначный аят Корана прямо указывает, что принять Ислам можно только добровольно, и во времена халифата никто никогда не принуждал зиммиев поменять свою веру. Напротив, ислам гарантирует им свободу вероисповедания, не только признавая их право следовать всем канонам своей религии, но и берет на себя функцию охраны их веры от каких бы-то ни было посягательств, защиту их мест поклонения и свободу отправления религиозных ритуалов.

Ни историки, ни востоковеды этот факт никогда не отрицали.

Аллах Всевышний говорит:

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь-Аллах». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах-Всесильный, Могущественный».(сура «Аль-Хадж», 22:39-40)

Ислам, на протяжении всей своей истории всегда брал под свою защиту места поклонения и культовые здания, принадлежащие иным вероисповеданиям. Пророк (САС), в мирном договоре с жителями Наджрана (город на севере современного Йемена), указывал, что под защитой Аллаха и Его посланника будет находиться их собственность, их вера и свобода выбора (религии).

Также Омар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), обращаясь к иудеям Палестины, обещал сохранение свободы вероисповедания и отправления религиозных обрядов.

Немусульманскому меньшинству разрешалось строить церкви и синагоги; в I веке Хиджры в Египте было построено несколько церквей: церковь св.Марка в Александрии (датируется 39-56гг.Х.), в Фустате (название древнего Каира) была заложена первая церковь в 47-68гг.Х. Абдуль Азиз ибн Марван одновременно с основанием города Хелван санкционировал возведение там церкви и монашеских келий.

Историк аль-Макризи писал: «Все церкви Каира, сохранившиеся по сей день, были восстановлены и реставрированы мусульмананми».

Эти примеры демонстрируют лишь одну из форм проявления религиозной толерантности Ислама. Французский историк, Гюстав ле Бон указывает: «Толерантность Мухаммада к христианам и иудеям было просто феноменальна, такое отношение не имеет аналогов среди основателей иных религий, особенно таких, как Иудаизм и Христианство. Такое же отношение было характерно и для его последователей». Подобные замечания можно встретить у целого ряда других европейских историков.

Тут хочется привести пример и из истории Ислама в России:

Волжские булгары-мусульмане глубоко восприняли нравственные законы и положения ислама, и в истории ни разу не было отмечено, чтобы булгары проявляли враждебность по отношению к другим народностям, к их языку, культуре и религии. Финно-угорские народы, жившие в Волжской Булгарии, свободно исповедовали свою религию. Не изменилось это и в золотоордынский период. До наших дней сохранился указ хана Узбека, согласно которому митрополит Петр, служители церкви, храмы и монастыри освобождается от налогов:

"Митрополит Петр, его храм и все его священнослужители молятся за нас, оказывают духовную поддержку нашим воинам. Пусть никто не посягает на их религиозный порядок! Если кто осмелится нарушить данное положение, прощен не будет и будет предан смерти". (Абдуллах Батал Таймас. Казанские турки. Анкара, 1966, стр.43. Сам автор в качестве источника указывает Карамзина, "История Российского государства")

Право на труд

Ислам гарантирует немусульманскому меньшинству право заниматься коммерцией, частным бизнесом, коммерческой активностью в любой форме – продавать, покупать, приобретать и распоряжаться частной собственностью, за исключением тех форм коммерческой деятельности, которые являются запрещенными в исламе - риба (процент, ростовщичество) производство и продажа спиртного и свинины.

Западноевропейский историк Адам Митц в книге «Исламская цивилизация в IV в. Хиджры» пишет: «исламская юриспруденция не запрещает зиммиям заниматься трудом в любой сфере, они организовывали свои кооперативы, которые зачастую приносили большие доходы, среди них были банкиры, землевладельцы и врачи. Самые крупные банкиры в Шаме (Сирии, Палестине и Ливане) были иудеи, а самые известные доктора и переводчики- христинане, глава христианской диаспоры в Багдаде являлся личным врачом халифа, халиф также собирал при дворе руководителей иудейской диаспоры».

Право занимать государственные посты

Зимми рассматривались как полноправные граждане исламского государства, никто не относился к ним как к «людям второго сорта». В правительственных ведомствах всегда были служащие христиане или иудеи, которые часто занимали весьма влиятельные посты. Ислам никоем образом не способствует изоляции немусульман в исламском обществе, и зиммии обладали правом занимать любые государственные посты кроме высших руководящих и тех ведомств, которые были связанны с вопросами религии. К последним относились: имамат, руководство государством и армией, судьи, администрация по распределению закята, вакуфы (благотворительные фонды).

Все прочие ведомства были открыты для зиммиев при условии соблюдения ими полной лояльности государству и честного выполнения возложенных на них обязанностей. Иногда зиммиям доверяли руководство некоторыми исполнительными ведомствами.

Так, во время правления династии Аббасидов христиане неоднократно занимали посты управления министерствами, например, Наср ибн Харун в 369г.Х и Иса ибн Настурун в 380г.Х. Муавия ибн Аби Суфьян также назначил на пост министра христианского чиновника по имени Сарждун.

Возможно, такая толерантность ислама иногда заходила слишком далеко, и порой от этого страдали права самих мусульман. В истории сохранились жалобы мусульман на произвол и превышение полномочий иудейскими и христианскими чиновниками.

Здесь хотелось бы опять процитировать Адам Митца: «Чрезвычайно удивительно- оказывается, большое количество служащих и высших чиновников в исламском государстве не являлись мусульманами, христиане занимали высокие посты в некоторых провинциях, и от мусульманского населения этих провинций поступали на них жалобы». («Исламская цивилизация в IV в. Хиджры»часть1, стр.105).

Египетские копты пользовались особым положением

Аль Карадави считает, что египетские копты имели несколько особое положение среди прочего немусульманского населения, так как о них особо упоминается в хадисе Посланника Аллаха (САС):

«Относитесь уважительно к коптам Египта, ибо вы завоюете их и они будут вашими сторонниками (приверженцами) у Аллаха» (ат-Табарани).

В другом хадисе говорится:

«Относитесь к ним хорошо, ибо это- ваша ценность и предостережение от ваших врагов, по Воле Аллаха» (здесь также речь идет о коптах (ибн Хиббан)

И действительно, из истории известно, что копты приветственно встретили войска мусульман, так как видели в них своих освободителей от гнета Византии, представлявшей в ту пору другое направление Христианства (существовала жестокая борьба между монофизитами, которыми являлись коренные жители Египта- копты, и монархитами, сторонниками имперской доктрины. Монофизитов, или коптов, преследовали и подвергали жестоким пыткам. (См. Альфред Батлер «Завоевание Египта»). В дальнейшем большая часть коптов приняла Ислам.

Ка’б ибн Малик передал следующий хадис Пророка (САС):

“Когда придете в Египет, будьте очень уважительны к коптам, ибн они кровно свзаны с нами” (имеется в виду Хаджарь, мать пророка Исмаила (мир ему), которая была египтянкой. (передал ат-Табарани и аль-Хаким).

Гарантии лояльности

Кроме предоставления прав немусульманскому меньшинству, ислам несет гарантии соблюдения этих прав, причем самое важное – это право исповедовать свою религию. Все эти права защищены в Коране и в Сунне Пророка (САС), поэтому неукоснительное соблюдение этих прав в жизни является соблюдением норм Ислама.

Эти права также защищаются исламским обществом, в основе которого лежит соблюдение законов исламского права - шариата. Любой зиммий, считающий, что с ним поступили несправедливо, имеет право обратиться к судье или к правителю в поисках правосудия, независимо от вероисповедания своего обидчика.

Второй «линией защиты» для немусульманина являются мусульманские ученые, к которым он также может обратиться.

Позицию исламских ученых по этому вопросу ясно демонстрирует случай с имамом Ауза’и, который апеллировал к Аббасидскому правителю в защиту жителей одной христианской деревни Ливана, изгнанных из своей деревни за то, что те отказались платить ежегодный налог на землю. «Они же свободные люди, а не рабы!», -писал аль-Ауза’и.

В истории исламской юриспруденции упоминается множество случаев, когда кады (судья), рассматривая то или иное дело, решал его в пользу немусульман. Так, когда Аль Валид ибн Абдель Малик конфисковал у христиан церковь св.Иоанна, чтобы перестроить ее в мечеть, христиане обратились к халифу Омару ибн Абдель Азизу, и тот распорядился немедленно вернуть церковь.

Коптский священник обратился к Ахмаду ибн Тулуну с жалобой на полководца, незаконно конфисковавшего у него деньги, и т.д.и т.п.

Согласно законам Ислама, вытекающим из священного Корана и Сунны Посланника Аллаха (САС), немусульманское меньшинство расценивается как составная часть исламского общества, и любая форма дискриминации по отношению к ним запрещена, а в случае проявления должна немедленно пресекаться.

Хотелось бы, чтобы все мусульмане, проживающие в нашей многоконфессиоральной стране, всегда помнили о нормах отношения и правилах общения, установленных Исламом.

Источник islamnaneve.com


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"