الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

            ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

АКТУАЛЬНО


Мусульманин-юрист?!

Вопрос: Ассаляму алейкум! Можно ли мусульманину работать юристом в немусульманском государстве?

Ответ:

Мусульмане, проживающие в неисламских государствах, постоянно сталкиваются с неразрешимой для себя проблемой:

- дозволено ли заниматься им юридической и адвокатской практикой?

- дозволено ли им открывать юридические компании?

- являются ли доходы от юридической компании дозволенными или запретными?

И, вообще, дозволено ли мусульманину изучать неисламское право для того, чтобы применять его на благо другим братьям и сестрам?

Бесспорно, на взгляд большого количества современных мусульманских ученых, получение мусульманином юридического образования, а также применение полученных навыков на благо Умме не только дозволено, но и является довольно похвальным и ценным родом деятельности.

Шейх Ахмад Кутти, факих (правовед) из Исламского института в канадском городе Торонто, даже уверяет, что для современных мусульман подобная юридическая практика является фардом аль-кифайя, т.е. коллективной обязанностью для всех мусульман.

Это обозначает, что если никто из верующих определенного региона не занимается этой областью, и если от этого страдают интересы общины, то вся она считается виноватой за это перед Аллахом (хвала Ему!).

«Поскольку обычные граждане не могут найти защиты своих основных прав в случае их нарушения, кроме как через обращение к услугам квалифицированных экспертов в области права, то освоение этой области попадает под категорию фард аль-кифайя», - сообщает шейх Кутти.

Интересно, что данное мнение не является прерогативой современности. На аналогичной позиции стоял, к примеру, Имам Абу Хамид аль-Газали. В своем выдающемся труде «Оживление наук о вере» он обратил внимание, что все сферы науки и практики, которые являются необходимыми для сохранения и укрепления мусульманской общины, попадают под категорию «фард аль-кифайя».

И мусульмане должны воспринимать освоение теории и практики в данных областях, как свой религиозный долг. А так как сегодня мусульманская община испытывает острый дефицит именно юридических кадров, то получение юридического образования, для защиты прав мусульман, должно восприниматься нами как одна из самых важных задач, стоящих перед Уммой.

Помимо того, стоит отметить, что, если освоение этой специальности и занятие юридической практикой производится с искренним намерением служить делу Аллаха, отстаивая истину и справедливость, то, в самом деле, является довольно благородным деянием, заслуживающим большое вознаграждение от Аллаха в этом мире и следующем.

Отстаивание истины и справедливости является одной из высочайших целей Ислама. Всемогущий Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»

(4:135).

Он также сказал:

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»

(5:8).

Следовательно, работа в области юридической практики, даже если она требует оперирования законами, придуманными человеком, для установления справедливости и помощи людям в защите своих прав, независимо от их вероисповедания, не может являться порицаемой или запретной.

Но это все до тех пор, пока сами эти законы не противоречат нормам и предписаниям Шариата. Следовательно, стоит в любом случае добавить, что мусульманский юрист, адвокат или правовой консультант должен быть во всем привержен принципам и этике Ислама.

Он не может нарушать каких-либо предписаний своей религии под предлогом, что данного требует окружающая его правовая система.

К примеру, если он работает с клиентами, разбирающими некий финансовый спор, связанный с получением или выплатой процентов, то мусульманину-юристу не позволено помогать ни одной из сторон в этом споре. Так не может он помогать вору или убийце избежать наказания в суде. Доктор Монзер Кахф, видный юридический советник, подчеркнул по данному поводу:

«Исполнение законов является одним из способов осуществления правосудия в любом обществе. Но некоторые законы, оттого что они не основываются на Божественном откровении, могут оказаться бессильными в установлении справедливости. Поэтому, практика немусульманских правовых норм находится в зависимости от вопроса, с которым вы работаете».

Если эти нормы не противоречат нормам Ислама, доктор Кахф полагает допустимым для мусульман давать юридические консультации.

Так, ведь сам Пророк (САС) давал подобные пожелания неверующим в Мекке и помогал многим людям защитить свои права.

С другой стороны, как отмечает доктор Кахф, не дозволено мусульманам заниматься правовыми проблемами по тем вопросам, которые являются аморальными и не допустимыми с точки зрения Шариата. Примерами аналогичных вопросов он называет банковский процент, игорные дома, однополые браки, проституцию и прочее в тех государствах, где они легализованы.

Заключение:

Ученые не находят никаких доказательств в Шариате относительно того, что карьера адвоката или юридическая практика в неисламском мире для современных мусульман могут являться запретными. Но при этом, и Коран, и Сунна накладывают на эту работу некоторые ограничения, связанные с перечисленными выше запретами.


 

 

 

 

 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"